13 марта 2012
"Нас обоих поразили имеющиеся огромные пробелы в биографии Гудини и кое-какие загадочные противоречия. Поэтому мы отправились в путешествие для исследования реального человека. Ранее мы обнаружили важную связь, которую похоже упустило большинство его биографов".
Из Введения в книгу "Тайная жизнь Гудини", Уильяма Калуша и Ларри Сломана, 2006
Как отмечалось ранее в этой серии, идут большие дебаты по вопросу о том действительно ли Гарри Гудини когда-либо жил в Лорел каньоне, в доме известном как "дом Гудини" ("History Channel" недавно показал эпизод о Гудини из сериала Брэда Мельтцера "Расшифровка" (Decoded), в который вошла сцена снятая в месте, которое было безоговорочно определено как бывшее имение Гудини; однако кажется, что сериал не особо озабочен скрупулёзностью).
Даже если Гудини и жил в доме, который сейчас лежит в руинах, его история, казалось бы, не имеет отношение к нашей. В конце концов, Гарри Гудини, считавшийся виртуозным артистом своей эпохи, достиг пика карьеры задолго до появления Лорел каньона - даже до того, как появилось это волшебное место Голливуд. Что же тогда можно узнать, изучая жизнь Гарри Гудини? Как выясняется, не так уж и мало.
В многочисленных опубликованных биографиях и веб-статьях можно найти то, что подаётся как основные подробности жизни Гарри Гудини. Рождённый с именем Эрик Вайс в Будапеште, Венгрия 24 марта 1874 года, он был четвёртым из семи детей раввина Меера Сэмюэла Вайса и в девичестве Сесилии Штайнер. Семья позже изменила написание своих имён и Гудини стал Эрихом Вайсом (Ehrich Weiss); друзья и члены семьи называли его Эри, что в конечном счёте стало "Гарри". Его сценическая фамилия была данью уважения знаменитому французскому фокуснику Роберту Гудену.
В середине 1878 года раввин Меер со своими пятью сыновьями и беременной женой отправился в Америку, прибыв туда 3 июля 1878 года. Семья поначалу пустила корни в городе Аплтон, штат Висконсин, а позже, в 1887 году перехала в Нью-Йорк. Четыре года спустя Гудини начал свою карьеру фокусника, на первых порах показывая несложные карточные фокусы. Он не имел большого успеха и порой едва сводил концы с концами, выступая в цирке.
В 1893 году он встретил певицу и танцовщицу Вильгельмину Беатрис Ранер, известную как "Бесс", которая станет его женой и неизменным ассистентом на сцене. Однако пара, выступая под именем "Семья Гудини", продолжала погоню за всё время ускользавшим от них успехом.
Сказать, что судьба Гудини изменилась в 1899 году будет слегка преуменьшением. Как излагают Калуш и Сломан: "В течение нескольких месяцев он прошёл дистанцию от дешёвых пивных и десятицентовых музеев до большого эстрадного представления. За один год он проделал путь от охоты на кроликов для выживания до заработка в сегодняшних деньгах равного $45 тыс. в неделю". Однако затем, после большого успеха Гудини сделал нечто необъяснимое - он внезапно отплыл в Англию, чтобы начать длительное европейское турне.
Калуш и Сломан задают очевидный вопрос: "Зачем кому-то, после достижения в конце концов большого успеха, рисковать всем и, отказавшись от выгодных контрактов, отправиться в Англию без реальных перспектив на скорое будущее?" Действительно, зачем? В то время такой шаг был, как правило, равносилен акту профессионального самоубийства, но для Гудини всё вышло несколько иначе; куда бы он ни поехал - сначала в Англию, а затем в Шотландию, Голландию, Германию, Францию и Россию - его везде расхваливала пресса, и он быстро попадал в центр внимания страны.
После четырёхлетнего отсутствия, в 1904 году Гудини вернулся в США и возобновил свою доходную карьеру. В течение многих лет он был самым высокооплачиваемым исполнителем на эстраде и часто выступал перед огромной толпой с трюками, которые иногда организовывались с помощью корпоративных спонсоров для рекламы их бизнеса. В 1912 году он показал один из своих самых знаменитых трюков: освобождение из китайской водяной камеры пыток.
В 1918 году Гудини решил попытать счастья в новой молодой индустрии развлечений под названием кинофильмы, сначала исполняя главную роль в многосерийном фильме, а затем сыграв в фильмах "Жестокая игра" (The Grim Game, 1919) и "Остров террора" (Terror Island, 1920). Говорят, что именно в это время он поселился в Лорел каньоне, на углу бульвара Лорел каньон и Лукаут Маунтин авеню. После этого он переехал в Нью-Йорк и основал свою собственную кинокомпанию "Корпорация Гудини пикчерс", которая сняла "Человек с той стороны" (The Man From Beyond, 1921) и "Холдейн секретной службы" (Haldane of the Secret Service, 1923), после чего Гудини отказался от своей малоуспешной кинокарьеры.
В последние несколько лет до его смерти 31 октября 1926 года Гудини в основном сфокусировался на развенчании экстрасенсов и медиумов, в результате чего некоторые полагают, что движение спиритуалистов могло стоять за его безвременной кончиной. По сей день по всему миру регулярно проводятся сеансы в попытках связаться со знаменитым престидижитатором и специалистом освобождений.
И это, в общих чертах, история Гарри Гудини, как она обычно рассказывается. Но рассказывать истории, как они обычно рассказываются это довольно скучное занятие, и поэтому мы, как это ни парадоксально, предпримем несколько иной подход и посмотрим, не скрывается ли совсем другая история в малоизвестных деталях жизни Гудини. И начнём мы с его внезапного восхождения к славе после прозябания в безвестности в течение многих лет.
Как отметили Калуш и Сломан, "Молодой Гудини... не мог заработать достаточно денег, чтобы преуспеть в фокусах. Голодный и удручённый, он был готов отказаться от своей мечты, и в таком состоянии он вошёл в пoлицейский участок Чикаго где повстречал детектива, который изменит его жизнь. Сразу же после этой судьбоносной встречи его фотография украсила первую страницу чикагской газеты. Этот снимок сделал его известным". За несколько месяцев Гудини стал, возможно, самым знаменитым артистом в стране.
Этим детективом был Джон Уилки, видный игрок в процессе формирования Международной ассоциации начальников пoлиции (основана в Чикаго в 1893 году, на заре десятилетия цареубийств, которое подготовило почву для первой мировой войны), организации со зловещим названием "Национальное бюро идентификации" и, в конечном итоге, начальник Секретной службы США - главной разведывательной службы США в ту эпоху. Вероятно следует отметить, что один из племянников Гудини, Луис Краус работал в Министерстве финансов, наблюдателем за Секретной службой Уилки.
Авторы Калуш и Сломан считают, что "в 1898 году глава единственной американской разведслужбы поступил дальновидно, использовав артистов для тайной деятельности". Может быть и так, однако писатели должным образом отмечают, что такие действия были не беспрецедентными. Почти четыре десятилетия назад, во время Гражданской войны Авраам Линкольн рекрутировал в качестве шпиона восемнадцатилетнего фокусника по имени Хорейшо Дж. Кук. Линкольн и Кук были достаточно близки, чтобы Кук, как сообщается, находился у смертного ложа президента. Позже, ближе к концу жизни, Кук стал близким другом Гарри Гудини.
Также можно отметить, что артист другого жанра, театральный актёр Джон Уилкс Бут во время Гражданской войны, похоже, тоже являлся агентом разведки, так что практика использования артистов для секретных операций явно началась не с Уилки, который сам был фокусником и учеником мастера освобождений Р.Дж.Херрманна. Кроме Гудини Уилки также завербовал и других иллюзионистов, в том числе Херрманна, Луиса Леона и боксёра в супертяжелом весе и фокусника Боба Фицсиммонса.
Другим тайным покровителем Гудини был сенатор Чонси Депью, дядя фокусника Гансона Депью и бывшего наставника тогдашнего вице-президента Теодора Рузвельта (который скоро будет катапультирован в президентское кресло после убийства Уильяма Маккинли, одной из последних жертв десятилетия цареубийств). Гудини скоро приобретёт ещё одного тайного покровителя - Уильяма Мелвилла, главу Особого отдела Скотланд-Ярда и наиболее заметное должностное лицо правоохранительных органов Великобритании. Мелвилл, в конечном счете, станет первым главой британской МИ-5.
Как обнаружили Калуш и Сломан, "через несколько дней после прибытия в Англию Гудини встретился с видным инспектором Скотланд-Ярда, и снова его карьера пошла на взлёт". Этим инспектором, конечно, был Мелвилл, с которым Гудини тайно встретился 14 июня 1900 года, через пять дней после прибытия на берега Англии. Он покинул США 30 мая используя паспорт, выданный всего двумя днями ранее; паспорт, который содержал аномалий больше, чем того можно ожидать.
В документе его день рождения указывался как 6 апреля, хотя его настоящим днём рождения считается 24 марта. В нём указывалось, что он родился в 1873 году, что делало его на один год старше, чем он был на самом деле. Но наиболее интересно, что документ утверждал, что Гудини был гражданином по рождению, хотя это совершенно не так. Ему было разрешено сдать свой предыдущий паспорт, выданный ему как натурализованному гражданину, в обмен на официально выданный, но очевидно фальшивый паспорт, который он использовал для поездки по Европе.
Учитывая профессию иллюзиониста и масонство (по его собственным словам), тайна, обман и иллюзии, разумеется, были второй натурой Гудини. Как отметили Сломан и Калуш, у него также была необычная "способность взаимодействовать с пoлицией в разных странах и проводить показательные выступления в их тюрьмах", и он был известен как весьма опытный человек в искусстве взлома и проникновения. Излишне говорить, что эти способности сослужили бы Гудини хорошую службу в мире шпионажа.
Также как и многие устройства, изобретением которых он хвастался. Согласно Калуш и Сломан, "(Гудини) рассказал газете "Нью-Йорк Геральд", что он изобрёл резиновые каблуки и фотоаппараты, которые работают только один раз. Газета "Бостон транскрипт" сообщила, что он изобрёл "конверт, который не может быть открыт над паром без проявления слова 'открыт' и смыв, который удаляет типографские чернила с бумаги" ... В его собственном ежемесячнике "Канджерерс мансли" (Conjurer’s Monthly) он расхваливал использование хлорида кобальт для отправки невидимых писем".
Друг Гудини, коллега-фокусник Билли Робинсон также хорошо разбирался в методах работы разведки. В своей книге "Спиритическое письмо и сходные явления" (Spirit Slate Writing and Kindred Phenomena) Робинсон "описывает тридцать семь методов скрытого письма, которые будут играть важную роль в шпионских сообщениях во время Первой мировой войны". Он также "объяснил, как читать чужие письма, не открывая конверты, сделав их временно прозрачными с помощью алкоголя" и предложил читателям "методы незаметного обмена информацией, будучи под тщательным наблюдением".
Калуш и Сломан рассказали, что стало с Робинсоном вскоре после того, как он написал книгу: "Затем, буквально в одночасье, он изменил своё имя и внешний вид, покинул страну и порвал много связей. Годы спустя даже единственный брат не смог его найти". Робинсон умер в 1918 году, показывая трюк ловли пули, который он выполнял много раз прежде. Гудини написал, что "кажется, будто было что-то peculkar (так в оригинале) во всей этой истории".
В дополнение к обладанию навыками и знаниями, которые идеально подходили для работы шпиона, Гудини также содержал то, что лучше всего можно охарактеризовать как свою личную шпионскую сеть. В дополнение к неизвестному количеству постоянных пособников (в основном молодых женщин, в том числе одна из его племянниц), "Гудини нанимал женщин-тайных агентов на разовой основе, когда приезжал в город". Возможно, самым важным из этих агентов был молодой фокусник по имени Амедео Вакка, чьи отношения с Гудини не были известны практически никому на протяжении всей тайной жизни артиста. Тесная связь между ними двумя была настолько секретой, что даже жена Гарри и его брат, фокусник и сообщник Хардин не были осведомлены о ней.
Кажется, что Гудини был человеком для которого тайны были чем-то вроде навязчивой идеи. Говорят, что его дом был пронизан тайными проходами и секретными комнатами, а в его письменном столе были скрытые отделения. Есть сведения, что будучи в поездках, он часто по неизвестным причинам снимал второй гостиничный номер в другом отеле. Человек по имени Эдвард Сент (он же Чарльз Дэвид Майерс), который был близок с Бесс, однажды заявил, что у Гудини "в его доме были сейфы и хранилища, и были хранилища в банках, к которым имели доступ его адвокаты; но один секрет, который сейчас оглашается в первый раз, это то, что у Гудини был один депозитный сейф-хранилище в банке или трастовой компании на Востоке под неким знакомым именем, но не Гудини, и секретное местонахождение которого хранилось только в голове Гудини. В этом хранилище содержались сверхсекретные документы". Насколько известно, никто, даже Джеральдо Ривера1 не обнаружил это секретное хранилище.
Со шпионскими навыками и фальшивым паспортом в кармане, после того как он свёл с ума Британские острова, в сентябре 1900 года Гудини приезжает в Германию. Как это было в Англии и Шотландии, пресса немедленно осыпала приехавшего артиста похвалами. Хотя в освещении прессы было одно существенное отличие: "Газетные истории о выступлениях Гудини в немецких пoлицейских участках изображали его как пoлицейского консультанта, а не как просто артиста... Для эстрадного исполнителя Гудини, казалось, провёл чрезмерно много времени в отделении Берлинской пoлиции и имел к нему беспрецедентно свободный доступ".
Как это происходило в США и на Британских островах, для артиста сцены Гудини завязал довольно необычные знакомства. Одним из его партнёров в Германии был химик по имени Ганс Гольдшмидт, который несколько лет назад запатентовал зажигательную смесь, известную как термит. "Гудини отметил, что он был в Берлине, когда Гольдшмидт провёл свои первые тесты на сейфе. Он не объяснил, зачем мастеру освобождений нужно быть на такой демонстрации". Для справки, похоже Гудини не было на демонстрации термита, проведённой в Нижнем Манхэттене 11 сентября 2001 года.
После прошедших с большим успехом выступлений в Германии, Гудини продолжил свой предвоенный тур, посетив Францию и Россию (страны, в которых побывал Гудини в этой необычной экскурсии - Россия, Германия, Франция и Великобритания - имели любопытную общую черту, будучи крупными игроками в предстоящей Великой войне, но я уверен, что это просто странное совпадение).
В царской России "у фокусника было официальное разрешение посещать любой город России, чрезвычайное стечение обстоятельств, говорящее о тесной связи между суперинтендантом Мелвиллом и охранкой, тайной пoлицией Имперской России". Турне Гудини по России было организовано человеком по имени Гарри Дэй, "таинственным американским экспатриантом, который изменил своё имя и встретился с Гудини в Лондоне примерно в одно время с первой встречей Гудини и Мелвилла... (Дэй) в конце концов стал членом Парламента и занимался зарубежным шпионажем для британского правительства". В течение многих лет после этого призрачный Дэй будет организовывать европейские поездки Гудини.
После длительного тура по довоенной Европе Гудини под фанфары прессы вернулся в Америку. После возвращения одним из его самых знаменитых трюков был выход из камеры строгого режима №2 в тюрьме Соединенных Штатов в Вашингтоне, округ Колумбия. Камера была знаменита содержанием в ней осуждённого Шарля Джулиуса Гито, до того как его повесили в тюрьме 30 июня 1882 года за убийство президента Джеймса Гарфилда. Гито, который как и его отец был тесно связан с религиозной сектой "Община Онейда", застрелил Гарфилда 2 июля 1881 года после того, как научился пользоваться пистолетом всего за несколько недель до этого. Он утверждал, что действовал по приказу Бога.
Огнестрельные раны, нанесённые Гито не были смертельными. Гарфилд умер почти три месяца спустя, 19 сентября 1881 года от инфекции в результате небрежного (возможно, намеренно) лечения. Согласно Википедии, "Из всех четырёх убийц президентов, после смерти своей жертвы Гито прожил дольше остальных (девять месяцев)". Учитывая, что Ли Харви Освальд пережил Джона Кеннеди всего на два дня, а Леон Чолгош пережил Уильяма Маккинли всего на пятьдесят три дня, это было бы верное утверждение, если бы не тот факт, что существуют убедительные свидетельства того, что Джон Уилкс Бут жил в течение нескольких десятилетий после смерти Авраама Линкольна. И, конечно, возникает вопрос, являются ли эти четверо людей - Бут, Гито, Чолгош и Освальд настоящими убийцами президентов.
Но думаю, здесь я отступил (да, я официально возвращаю это слово с пенсии).
Гудини, разумеется, удалось выбраться из бывшей камеры Гито, а также поменять местами всех заключённых, находившихся в тюрьме в легендарных камерах смертников. Чтобы сделать это, ему, конечно, нужен был мастер-ключ, который кто-то несомненно дал ему. Но зачем? Таковы были льготы предоставленные артисту, который похоже "работал в качестве агента американских правительственных учреждений, международных ассоциаций пoлиции и особого отдела Скотланд-Ярда".
Через пару лет после его побега из американской тюрьмы в доме Гудини произошёл любопытный инцидент. 25 октября 1907 года злоумышленник предпринял спланированную попытку убить артиста, исполосовав бритвой спящее тело более 100 раз. Однако Гарри Гудини в это время не было дома. Жертвой нападения стал его брат Леопольд, который сильно напоминал Гарри. Домашний слуга Фрэнк Томас был арестован и обвинён в нападении, хотя не было существенных доказательства его причастности к преступлению, и не известны мотивы. Действительно, Томас прибыл на работу на следующее утро и, казалось, не знал о произошедшем нападении.
Если бы в это время Гудини был дома, можно было ожидать другого исхода, учитывая, что по некоторым сообщениям, мастер самоосвобождений всё время носили при себе пистолет. Примечательно, что Гудини смог избежать попадания его имени в криминальную и судебную прессу, несмотря на то, что нападение произошло в его доме, и он, скорее всего, был намеченной жертвой, а предполагаемый нападавший был его собственным слугой.
26 ноября 1909 года Гудини стал человеком, успешно совершившим первый полёт на аппарате с мотором на австралийском континенте. Он с радостью предоставил для опубликования фотографии с его изображением в самолёте, окружённым немецкими солдатами - шаг, о котором он скоро пожалеет, когда немецкие солдаты окажутся по другую сторону полей сражений Первой мировой войны. После вступления Америки в войну, Гудини предпримет попытку уничтожить все фотографии, изображающие его тренирующим немецких пилотов.
Первый полёт фокусника и все его последующие австралийские полёты были организованы лейтенантом Джорджем Тейлором из австралийского корпуса разведки. Любопытно, что несмотря на большой ранний интерес Гудини к авиации, он, насколько это известно, после отъезда из Австралии никогда больше не летал.
* * * * * * * * * * * * * *
Из новостей. В то время как лаборатория "Лукаут Маунтин" не работает в течение уже многих лет, видимо, дух секретной киностудии всё ещё жив и здоров, о чём свидетельствует фильм "Кони 2012".
1
Джеральдо Ривера (Geraldo Rivera) - известный репортёр и ведущий программ телеканала Fox News.