Виллем де Кунинг (нидерл. Willem de Kooning; нидерландское произношение де Конинг, 24 апреля 1904, Роттердам - 19 марта 1997, Лонг-Айленд) - ведущий художник и скульптор второй половины XX века, один из лидеров абстрактного экспрессионизма.
Уроженец Роттердама, в 1926 нелегально выехал в США, в течение последующих 70 лет жил и работал в Нью-Йорке. Был дружен с Аршилем Горки и испытал его влияние.
Индивидуальная манера де Кунинга сложилась на рубеже 1930-х и 1940-х гг. под влиянием Пикассо и Миро. В 1943 г. он женился на известной художнице Элен Фрид. В 1950-е гг. де Кунинг идёт по пути примитивизации, разрабатывает так называемые «фигуративные абстракции». Одинокая женская фигура под действием неистовых, пастозных «мазков-ударов» на холстах де Кунинга превращается в некий живописный тотем, открытый для радикальных фрейдистских прочтений.
Со временем полотна де Кунинга наполняются пейзажными мотивами, становятся всё менее предметными. Тяготение к нарочитой декоративности преобладает в работах его позднего периода, осложнённого алкоголизмом и болезнью Альцгеймера. Несмотря на неоднозначный характер творчества де Кунинга, он стал первым художником, удостоенным Императорской премии.
«Женщина III» - картина абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга, написанная в 1953 году. Данная работа - одна из серии, сделанной Кунингом в период между 1951 и 1953 годами, и последняя находящаяся в частных руках. Центральная тема серии - женщина.
В 2006 г. его третья картина из серии «Женщины» была продана за 136 млн долларов, став вторым по стоимости произведением искусства в истории.
цитата с интернета:
История возникновения термина
Выражение «абстрактный экспрессионизм» впервые возникло на немецком языке в 1919 году на страницах журнала «Der Sturm» (выходил в Берлине с 1910 по 1932 год). В 1929 году Альфред Барр впервые использовал этот термин по отношению к картинам Василия Кандинского, который около 1911 года отбросил всякие попытки копировать мир объектов. 30 марта 1946 года в «New Yorker» Роберт Коатс, автор статьи о выставке в галерее Мортимера Брандта, написал о художнике Гансе Хофмане: «Ибо он, несомненно, - один из самых бескомпромиссных представителей того, что некоторые люди называют каляко-маляковой школой живописи, а я более почтительно окрестил абстрактным экспрессионизмом».
Работа Виллема де Кунинга «Three women» (1948г. ) с выставки в МоМА. Фото с сайта moma.org
Работа Виллема де Кунинга «Two Figures in a Landscape» (1967г. ) с выставки в МоМА. Фото с сайта moma.org
Работа Виллема де Кунинга «Night» (1948г. ) с выставки в МоМА. Фото с сайта moma.org
Он работал тщательно, долго, каждое полотно было контролируемым экспериментом. Процесс начинался с рисунка, потом он накладывал краску, снова рисовал - уже поверх краски, добавлял какие-то образы из других работ, снова краску, что-то соскребал, что-то дорисовывал.... Поразительно как при таком длительном процессе он успел так много делать. Но он все время работал. Это была его жизнь.
Работа Виллема де Кунинга «Seated Man» (1941г. ) с выставки в МоМА. Фото с сайта moma.org
Остановитесь перед одной из его картин - даже не важно какой, чтобы осознать и ощутить этот почти нескончаемый процесс и невероятную энергию, которая живет в каждом сантиметре его полотен. Стоя у этих полотен, чувствуешь живого человека, его сильный пульс, видишь его решительную, смелую руку...
Он по-настоящему нашел себя в Америке. Самое большое влияние оказал на него Аршиль Горький и две большие выставки в МоМА в 1936 голду: «Кубизм и абстрактное искусство» и "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм». Три года спустя - новый «удар» -- ретроспектива Пикассо, там же. В 1938 году он встретил Илэйн Фрид, которая начала как его помощница, но вскоре стала достаточно известной абстрактной художницей. Они поженились, что не мешало им иметь романы «на стороне», часто и бурно ссориться (что подогревалось любовью обоих к алкоголю), расходиться. Они были вместе до ее смерти в 1989.
Его первая моновыставка состоялась, когда ему уже было 44, вскоре, вместе с широким признанием абстрактного экспрессионизма пришла и его слава как одного из самых ярких его представителей. Но в 1980 появились признаки дементии и в 1989 его усилиями его адвоката и дочери Лизы он был признан недееспособным.
Ретроспектива Виллема де Кунинга в МоМА занимает весь шестой этаж музея и содержит около 200 произведений (в основном живопись, но еще и малознакомые публике скульптуры, которыми он занялся в последние десятилетия жизни). Созданные в течение почти семидесяти лет, работы крупнейшего американского художника сегодня разбросаны по разным странам и коллекциям, и подготовка выставки заняла почти шесть лет.
Она к тому же обошлась музею в копеечку: слишком дорогими нынче стали картины де Кунинга - десятки, а то и сотни миллионов долларов каждая, в 2006 году одна из его «Женщин» была продана за 136 миллионов, и эксперты предполагают, что на стенах МоМА сейчас «висит» около 4 миллиардов долларов. Соответственно до небес взлетела и стоимость их страховки и перевозки, а ведь почти все на выставке не из собственной коллекции МоМА. Возможно, что это самая дорогостоящая выставка в истории музея. Стоила ли овчинка выделки? Абсолютно!
Жизнь де Кунинга хорошо изучена: детство и юность в Голландии (он родился в 1904), где его в основном растила мать (родители разошлись, когда ему было три), раннее желание стать художником (из-за чего в 12 лет он бросил школу и пошел работать помощников декоратора), восемь лет в Роттердамской академии искусств и ремесел, увлечение «югендштилем» с его ориентацией на природные формы, и современными ему голландцами с их интересом к чистому цвету и взгядом на художника как мастера-ремесленика. Все это заложит основы его собственного искусства.
В августе 1926 года де Кунинг нелегально, на грузовом корабле, переправляется в Америку. Первый порт - Вирджиния. Потом Бостон, покраска домов в Хобокене и прочие мелкие подработки, пока он не переезжает в Манхэттен, где уже оформляет окна магазинов, разрабатывает рекламу одежды, занимается другими коммерческими проектами. До настоящего искусства руки пока не доходят - нет денег. Зато есть живая артистическая среда, ради которой он, по его собственному выражению, «готов быть бедным в Манхэттене, нежели богатым в Филадельфии» (он действительно отказался от работы в Филадельфии).
http://www.runyweb.com/articles/culture/art/de-kooning-a-retrospective.html Виллем де Кунинг и Илэйн Фрид
Хотя Де Кунинг большую часть своей жизни был хроническим алкоголиком, но в пожилом возрасте он воздерживался от алкоголя. Также, в старости, художник страдал от краткосрочной потери памяти, связанной с болезнью Альцгеймера, но к счастью, болезнь никак не сказывалась на его творчестве. Из поколения художников того времени, он был одним из немногих, кто дожил до старости. Умер Де Кунинг в Нью-Йорке 19 марта 1997.
Queen of hearts, 1943
Untitled, 1949
Marilyn Monroe, 1954
Untitled, Woman 1, 1971
Devil at the keyboard, 1976
laura_mz Лариса
Серия сообщений "
совр. живопись (modern, abstract, impressionism)":
Часть 1 -
Работы художника ELENA ILKU.Часть 2 -
Марк Шагал....
Часть 40 -
Pablo PicassoЧасть 41 -
Галерея SLAVINSKY ART, Виктор ШелегЧасть 42 - Виллем де Кунинг (абстрактный экспрессионизм)
Серия сообщений "
о художниках":
Часть 1 -
Марк Шагал.Часть 2 -
ДЕГА (Degas) Илер Жермен Эдгар....
Часть 4 -
Pablo PicassoЧасть 5 -
Галерея SLAVINSKY ART, Виктор ШелегЧасть 6 - Виллем де Кунинг (абстрактный экспрессионизм)
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru