сказка по физике

Nov 25, 2007 19:37

Она получилась совсем не физическая. Не знаю, примут ли её у меня. Но я старалась=)
Жил-был на одной планете маленький робот по имени Катошимото, а сокращённо просто Тоша. Как и все роботы, он был немножко японский, только он об этом не знал, он ведь жил на другой планете. Внешне он ничем не отличался от других роботов - железные руки, железные ноги, на голове две антеннки, нос на пружинке - щёлкнешь по носу, он закачается, заколеблется туда-сюда по всем законам физики. Но было всё-таки то, что отличало Тошу от других роботов. Роботы жили за счёт вынужденных колебаний, происходивших в устройстве, установленном внутри них, а устройство работало на шампанском. Робот пил шампанское, и оно действовало примерно как бензин в двигателе внутреннего сгорания. А у Тоши колебания внутри были незатухающие, и не надо было никакого шампанского для его жизнедеятельности. Проще говоря, у него сердце было. Не совсем, конечно, человеческое, но всё-таки сердце. Были у него, видимо, какие-то человеческие корни, и вовсе даже не японские, а русские, потому что русские люди в делах сердечных разбираются как никто другой. Так вот сам-то Тоша об этом обо всём догадывался, потому что роботы вообще все очень умные, но родители регулярно поили его шампанским и старались не замечать того, что их ребёнок ведёт себя не так, как все роботы.
- Как чудесно пахнет! - говорил Тоша, - Только не пойму чем…цветами? От этого запаха внутри так сладко…
- Дурачок! - отвечала ему мама, - Обычная диффузия и ничего больше. Помни, запах ты чувствуешь из-за диффузии.
Тут голос мамы вдруг становился каким-то неживым, электронным, что ужасно пугало Тошу: «Диффузия - это перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул в одно-или многокомпонентных газовых либо конденсированных средах».
Затем мама щёлкала Тошу по носу, от чего тот начинал совершать свободные колебания с невероятно большой амплитудой. У маленького робота от этих колебаний кружилась голова, и он отходил в сторону.
- Мама, послушай, какая музыка! - восклицал Тоша, - Кто-то играет на гитаре! У меня сейчас так сжалось что-то внутри, так больно, но так хорошо!
Мама хваталась за железную голову:
- Ты заболел? Отец, налей ребёнку шампанского! Милый, это же просто резонанс, вынужденные колебания, при которых частота колебаний внешней периодической силы совпадает с собственной частотой колебательной системы…
Тоша знал, что такое резонанс и лишь обречённо вздыхал. Он видел, что отличается от остальных. Роботы с их механическими сердцами не понимали его, и вскоре он научился скрывать свои эмоции, не рассказывать другим о том, что он чувствует. Но однажды случилось непоправимое. Тоша влюбился.
А случилось это так: на чердаке заброшенного дома он нашёл старую чёрно-белую фотографию земной девочки с широко распахнутыми глазами, двумя хвостиками и огромными белыми бантами. Тоша забрал фотографию домой и, никому не показывая, потихоньку любовался очаровательным существом, так непохожим на жителей его родной планеты Роботалии. Вскоре дошло до того, что он перестал ходить на занятия в школу, где они в это время изучали электромагнитную индукцию. Вообще-то Тоша про электромагнитную индукцию знал и без школы: он был очень умный робот.
Девочка заняла все его мысли. Ему казалось, что она-то уж точно сумела бы его понять и объяснить ему все те непонятные чувства, которые возникали в его почти человеческом сердце. Но как её найти? Маленький робот, несмотря на то, что был очень умный, ничегошеньки не знал о людях, не знал, где они живут, а спросить у взрослых он не мог - начались бы расспросы и подозрения. И вот он направился в школьную библиотеку. Там, в Большой Электронной Энциклопедии для Роботов, он нашёл слово «человек», которое почему-то упрямо ассоциировалось у него с таинственной незнакомкой с фотографии. Тоша узнал, что люди живут на планете Земля, и что Земля - это огромный магнит. Ему живо вспомнился урок, на котором им рассказывали о магнитах. Магнит - тело, обладающее собственным магнитным полем. Слово происходит от греч. magnítis líthos, магнетитовый камень, от названия древнего города Магнесия в Малой Азии, в которой в древности были открыты залежи магнетита. У магнита есть два полюса - северный и южный, а все магнитные взаимодействия обусловлены взаимодействием движущихся электронных зарядов, что доказал Ампер…
Ба, да ведь и Ампер был этим самым че-ло-ве-ком! Тошу потянуло к Земле со страшной силой. Ещё бы, он ведь был железный.
Я не знаю ничего о том, как Тоша добрался до Земли. Может быть, его подбросила пролетающая мимо ракета или он построил свою, ведь он был очень умный робот, а материала для изготовления ракет на Роботалии было навалом. Решительно известно только то, что на Землю Тоша попал и незамедлительно начал всему удивляться. Его удивляли деревья, птицы, люди, словом, всё, с чем он никогда не сталкивался у себя на планете. Наудивлявшись вдоволь, он пошёл здороваться с машинами, так похожими на жителей его планеты. Он подошёл к большому ярко-красному грузовику и вежливо сказал: «Здравствуйте! Меня зовут Катошимото, я прилетел с планеты Роботалии. А Вы откуда?» Грузовик вдруг встрепенулся (если можно так сказать о грузовике), замигал фарами, запыхтел и важно двинулся с места, мимо Тоши, совершенно игнорируя маленького робота. Тоша ужасно обиделся. «Сразу видно», - подумал он, - «что эта громадина пьёт не шампанское, как все нормальные роботы, а какую-то чёрную мерзость!»
Надо вам сказать, что Тоша уже многое успел узнать о Земле: что люди всё время куда-то спешат, передвигаются совершенно хаотично и иногда сталкиваются, словно частицы в Броуновском движении, что электрические искровые разряды, проявляющиеся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом, они почему-то называют грозой, что атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним, называется радугой…
Вдруг маленький робот остановился как вкопанный. Перед ним стояла девочка, точь-в-точь как на фотографии, только без огромных белых бантов, и горько плакала. Тоша в своей жизни никогда не видел слёз: роботам нельзя плакать, иначе они могут заржаветь, поэтому он очень удивился. Он подошёл к девочке, поздоровался и спросил, что это такое с ней происходит. Девочка перестала плакать и широко раскрытыми глазами смотрела на невиданное железное существо с рожками и носом на пружинке. Она совсем его не испугалась, только подумала, не спит ли, и ущипнула себя за руку, чтобы убедиться, что видит наяву этого странного железного человечка. Так они стояли и смотрели друг на друга, а потом вдруг рассмеялись одновременно и через пять минут болтали так, как будто они знакомы уже целую вечность. Ведь вот оно как бывает: встретятся два сердца, которые совершали себе свои незатухающие колебания каждое само по себе много-много лет и вдруг забьются в унисон и не могут уже колебаться друг без друга. Девочка рассказала Тоше о том, что она плакала, потому что получила двойку по физике. «По физике?» - удивился Тоша. Он-то эту физику отлично знал с самого рождения, как мы знаем, что такое солнце, мама, жизнь. С этого и началась их дружба. Робот рассказывал девочке о силе тока и законах Ома, о тепловом действии электрического тока, правилах Ленца…Девочка объясняла ему, как могла, почему так сильно бьётся сердце от счастья и так больно сжимается от горя, почему поэзия и музыка тревожат особенно чувствительные сердца. Они понимали друг друга и осознавали постепенно девочка - как важно много знать, а Тоша - как важно уметь любить.
На этом я позволю себе прервать моё повествование. Девочке и её другу роботу Тоше ещё многому предстоит научиться, да и мы с тобой, дорогой читатель, ещё только начинаем в полной мере осваивать две из самых важных наук - физику и любовь.

сказки

Previous post Next post
Up