Январь 2011 - я попала на озеро после нескольких дней сильного снегопада. О нем еще напишу отдельно, но это не совсем типичное явление для здешних мест и многих птиц застало врасплох. На многих местах, где стаи птиц наблюдались в ноябре, теперь никого не было. Но некоторые птицы в это время уже начинают покидать зимовье и возвращаться назад к местам гнездовья, хотя большинство улетит в феврале.
Фото немного серые из-за дымки, но в каком-то смысле особенные, потому что не так много фотографий этих птиц именно в дикой природе и относительно вблизи.
Итак, начну со стерхов. Когда видишь их большие стаи и слышишь красивое курлыканье, кажется, что все это происходит на другой планете. Несмотря на то, что осталась только одна популяция стерхов, они не держатся на озере Поянг все вместе. Разные стаи можно увидеть в разных частях этих болот. И даже в одном месте птицы делятся на группы. Семьи с молодыми журавлятами в сопровождении взрослых часто кормились отдельно от больших стай:
Причем взрослые птицы периодически поднимют голвоу вверх и издают громкие звуки - возможно, предупреждают об опасности, а, может, наоборот, предупреждают других, чтоб не подходили.
"Внесемейные" птицы держались большими группами, вместе добывая пищу из-под воды:
Были и отдельные группы молоденьких журавлят, но взрослые чаще всего были где-то рядом:
Как я упоминала, эта зима выдалась особенно суровой, и не только из-за снегопадов. Точных причин мы пока не знаем, но в этом году птицы изменили привычке постоянно оставаться на мелководье, и большие группы стерхов встречались вне озер в дюнах. Такие случаи были описаны в их сибирской среде обитания, когда в особенно неблагоприятные годы стерхи выходили из болот охотиться в тундру и на сухие пригорки. Здесь же, на озере Поянг, такого практически не замечали долгое время - а вот в этом году случилось. Птицы эти приспособлены в основном питаться корневищами и клубнями водяных растений, и на суше им труднее находить еду. Грустное было зрелище, особенно когда все под снегом.
Мы обнаружили много следов стерхов возле небольших прудиков. К сожалению, прудики эти замерзли в холодные дни, и отпечатки журавлиных лапок были видны даже на льду:
Вот как выглядели дюны, куда птицы выходили из озера:
И несколько слов о других птицах. Встретились нам еще прекрасные журавли, несколько видов. В небе пролетала стая серых журавлей:
Не менее прекрасные даурские журавли - как зимний сон среди снегов:
И черные журавли рядом с сибирскими:
Снова гуси, тоже в осоке, но осока под снегом:
Восточный аист - в этот раз одинокий:
Куличок-травник:
Некий розовоспинный скворец:
Белозобый скворец:
Хохлатые майны, тоже родственники скворцов:
Целая стая малых поганок:
Был даже наш зимородок, но под рукой не оказалось нужного объектива, поэтому птичка маленькой получилась на фото:
Бекасы:
Жаворонок:
В ноябрьский пост забыла еще добавить цапель. На озере встречается несколько видов цапель, ни один из них не является редким или исчезающим, но цапли - красивые птицы. Однажды утром на одном болоте я увидела целую группу серых цапель, но близко они не подпустили.
И напоследок - летящие стерхи
Бонус:
а вот на чем пришось добираться к озеру со стерхами почти по полному бездорожью - грязь вперемешку со снегом (здесь люди были бы в ужасе от безопасности подобного транспорта):
Причем по дороге туда в кузове были и попутчики - местые жители, добиравшиеся из одной деревни в другую. Вот как машина выглядит спереди: