Интервью с Наташей Лукиной, гениальным преподавателем математики

Mar 17, 2024 13:43

Осторожно, лонгрид! Я сейчас вам расскажу историю, и вы мне не поверите.

Недавно я взяла интервью у моей подруги Наташи Лукиной.

В этом интервью много всего интересного, но в частности Наташа рассказывает про стажировки для подростков. С просьбой найти стажировку для подростка ко мне приходит человек двадцать каждый год. Ну, трудно найти эти стажировки! А Наташа их как раз предлагает.

O: Наташа, мы с тобой знакомы уже лет 15, а вот читатели мои про тебя ещё ничего не знают. Давай  начнём с самого начала. Расскажи нам, где ты родилась и училась.
Н: Я родилась в городе Королёв, том самом, где находится Центр Управления Полётами. Моя бабушка знала Сергея Павловича Королёва, великого конструктора ракет. Она работала начальником химической лаборатории на его предприятии. Сначала я училась в обычной школе в Королёве (тогда город назывался Калининград). По воле случая наша школа первой в городе получила компьютеры, это было в конце восьмидесятых годов. Когда я была в 7-м классе, у нас в городе открыли экспериментальную физматшколу для старших классов, Школу Научно-Инженерного Профиля. Я поступила в её единственный тогда 8-ой класс, и с этим была связана интересная история.

O: Здорово. Расскажи эту историю.
Н: На экзамене я получила пять по математике и два по физике. Мы с мамой уже уходили после собеседования. Я была расстроена тем, что завалила физику. Вдруг из школы выбегает завуч, Светлана Константиновна, догоняет нас и начинает с моей мамой разговаривать. Говорит: «У вас такая хорошая девочка!» Оказалось, что на коротком собеседовании она меня заметила и решила, что я подхожу для этой школы. Она не ошиблась. Я потом считалась самой талантливой девочкой в первых потоках, меня даже называли будущей Марией Кюри.
О: Хорошая история. Для меня это с одной стороны история про тебя, а с другой - история про роль учителя в жизни ребёнка.  Как это важно - уметь рассмотреть ребёнка. И важно, чтобы оценки не заслоняли потенциал ребёнка от педагога. Расскажи мне поподробнее про свою школу и любимых учителей.
Н: У нас собрали много талантливых учителей со всего города. Особенно важными для меня оказались замечательные учительницы математики и физики. Учительница математики переехала в наш город откуда-то из Сибири. Её звали Вера Васильевна Лапина. На ее уроках было всегда очень интересно и оживленно. Помимо основной программы Вера Васильевна готовила нас к олимпиадам и потом на них возила. Она умела так организовать урок, что мы всё время по-доброму друг с другом соревновались, что создавало море азарта. Мое главное воспоминание - это то, что было чрезвычайно весело. К сожалению, кому-то в администрации пришла в голову идея, что нас, сильную группу, последние два года должны учить преподаватели из Лесотехнического института, потому что у них была “как бы” более высокая квалификация. И вот с ними оказалось очень  грустно. Так хотелось все поменять и сбежать в слабую группу, чтобы вернуться к любимым учителям. Мы, конечно, все равно узнавали много нового, но формат преподавания в форме лекции, когда нет постоянного участия, сложно сделать увлекательным. В школе у нас сформировался очень дружный класс, у меня в нём были и друзья и подружки. С компанией мальчиков я гоняла на великах, решала математику и физику, и играла в преферанс. С подружкой мы любили гулять и открывать новые места. Однажды мы с ней поехали на великах за 40 км, вдоль Ярославского шоссе, чтобы попасть на озеро. Это было очень здорово! Без телефонов, с нарисованной на бумажке картой.
О: Это замечательно, что ты попала в такую среду. А куда ты поступила после школы?
Н: После школы я поступила в МФТИ. Я получила 18 баллов на вступительных экзаменах, две пятерки по физике автоматом (за победы в олимпиадах), и две четверки по математике, которую я сдавала. Я поступила на самый сильный факультет - ФОПФ (факультет общей и прикладной физики).  С этим поступлением тоже была смешная история.

О: Отлично! Расскажи эту историю тоже.
Н: Перед поступлением в МФТИ был день открытых дверей, на котором присутствовал декан факультета Фёдор Фёдорович Каменец. Он очень бережно и заботливо относился к девочкам ФОПФа (на этот факультет и на Физтех вообще в то время поступало очень мало девочек). У декана было с собой две брошюрки про факультет, которые он решил подарить абитуриентам на дне открытых дверей как бонусы для поступления. Вначале он задал какой-то сложный вопрос, и на него ответил мальчик-абитуриент. Потом он посоветовался с присутствующими студентами, и они решили вторую брошюру отдать девочке! И выбрали меня из присутствующих девочек. В брошюре Федор Федорович написал «Наталье Лукиной, победительнице конкурса красоты дня открытых дверей на факультете ФОПФ, для поступления необходимо набрать 12 баллов.» (т.е. четыре тройки, мне это в результате не понадобилось, но если что - меня взяли бы с такими баллами :))
На ФОПФе в тот год нас было три девочки на потоке в 90 человек. Я получила в МФТИ два красных диплома - один бакалавра, в 1999 году, и второй магистра - в 2000 году, по специальности прикладная математика и физика, последний год я училась по индивидуальному плану на ФФХБ (факультете физико-химической биологии) МФТИ, съездив в промежутке на год в Америку.
О: Это очень интересно! Давай поподробнее поговорим про то, как ты переехала в Америку. Начнем с того, как и когда ты в первый раз попала в США.
Н: Это произошло в 8-м классе. В ЦУПе (Центр Управления Полетами, он находится в городе Королёв) проводили олимпиаду по программированию. Я в ней заняла первое место. В моей школе установили компьютеры, и я была приглашена в открывшийся класс компьютерной подготовки там, и вот, как оказалось, хорошо подготовилась. Из-за этой олимпиады я в первый раз попала в Америку. Это была какая-то совершенно невероятная история. Тогда в 1991 году только-только открыли границы. Поездка была названа «для победителей олимпиады», хотя нас - победителей - в группе было только 2 человека из примерно 25 детей и взрослых поехавших под этим предлогом. Мы были одни из самых первых в нашем городе, кто попал в США. Поездка продолжалась 10 дней. Мы поехали в небольшой город в штате Миннесота. Принимающая школа организовала нам интересную программу: мы жили в семьях, ходили на уроки, на ферму, на специальные мероприятия и встречи, организованные для нас в школе, ездили в поездки. Тогда я поняла, насколько в американских школах невозможно слабая математика, это меня шокировало. Я еле-еле знала английский, но могла решить все намного быстрее остальных детей в классе старше моего возраста. В этой поездке меня поразило всё: огромные супермаркеты, море огней, разнообразие и выбор всего, красивые большие дома, чистые тротуары зимой, так что не нужны сапоги, это было как другая вселенная.
О: Да, большинство людей тогда совсем не представляли, как выглядят США изнутри. Я только могу вообразить, какой у вас был шок от всего увиденного. У тебя была еще одна поездка в Америку пока ты училась в школе, да?
Н: В школе я еще раз попала в Америку на два месяца в последнем классе.  Благодаря моей первой поездке я познакомилась с американской семьей, которая любила ездить в Россию, и они пригласили меня к себе во время следующей поездки той же группы. Я училась в обычной американской школе, ела обычную американскую еду, и по возвращении мама не узнала меня в аэропорту, потому что я набрала 10 кг веса, что к моим 50 было очень много.
О: Да, понятно. В те времена мы даже не задумывались о понятии диета. Расскажи мне еще про свои поездки в США в то время, когда ты училась в институте.
Н: Начиная со второго курса я училась в «украинской» группе на ФОПФ МФТИ.
O: Что, прямо украинская группа? Как это?
Н: Да, были такие группы на разных факультетах. В нашей училось человек 15, и большинство из них - украинцы, очень сильные ребята. Мы с подругой в эту группу перевелись из группы океанологии (тоже ФОПФ), куда нас почему-то записал Каменец. Как я потом узнала, многие ребята в «украинской» группе планировали уехать в аспирантуру в США и активно к этому готовились. Так что я тоже, за компанию, начала готовиться, не особо задумываясь. Я большую часть времени была в украинской тусовке в МФТИ, мне даже потом говорили, что у меня украинский акцент. Итак, в 1997 году после окончания трёх курсов я опять поехала в США. Я выбрала университет Миннесоты, UM Twin Cities, потому что там у меня уже были американские друзья. Еще был вариант университета Stony Brook в Нью Йорке, но он был похожего рейтинга, и я решила поехать туда, где я уже была. Я поехала в аспирантуру в США на физику, а в МФТИ взяла академотпуск, так, на всякий случай. В Миннесоте в этот раз я прожила год. Мне там было тоскливо после Физтеха, хотя у меня была довольно большая русскоговорящая компания и американские друзья, в результате я вернулась в Москву, чтобы закончить МФТИ. По возвращении многие студенты хотели, чтобы я им помогла с поступлением в США и я тогда помогала с разными компонентами поступления десяткам людей. Сотням, а может тысячам людей из разных стран я помогала позднее, когда сделала сайт и выложила туда все ресурсы. Ими до сих пор пользуются!
О: О, про этот ресурс мы еще поговорим! Давай сейчас закончим с поездками в аспирантуру. Это была первая,  но была ведь еще и вторая поездка в аспирантуру, когды ты ее все-таки закончила и получила еще один диплом?
Н: Так сложилось, что на последнем курсе МФТИ я снова стала поступать в Американскую аспирантуру, в этот раз на биологию. Мои первые интервью были в Stanford и Berkley, куда я не поступила (вначале я совсем не понимала, что можно и что нельзя говорить на собеседовании). В результате я поступила в MIT, Princeton и Caltech, и выбрала Caltech, потому что мой парень и будущий муж учился в Berkley в Калифорнии, и нам хотелось учиться рядом. В Caltech’е я получила Master’s degree по биологии. Я занималась двух-фотонной микроскопией, исследовала нейроны. Потом я изучала РНК полимеразу с помощью электронного микроскопа в The Scripps Research Institute и параллельно преподавала математику, что я начала делать еще в России. Постепенно моя карьера полностью перешла в преподавание математики, и я занимаюсь только этим в последние 20 лет. Я работала и сейчас работаю в частных школах и математических программах. Я также занимаюсь с частными учениками, включая подготовку детей к олимпиадам и  соревнованиям.
О: Про математику мы поговорим чуть-чуть позднее. Давай сейчас обсудим то, как ты помогала студентам с поступлением в аспирантуру США, и классный ресурс, который ты создала.

Н: После моей первой поездки в аспирантуру я постоянно помогала народу вокруг меня с поступлением. Вскоре после того как я получила магистра по биологии в Caltech, я из-за визы застряла на лето дома у мамы. И так сложилось, что я за это время создала большой ресурс про поступление в американские вузы. Мой сайт отличался от других тем, что на нем размещалось  огромное количество информации бесплатно, шаг за шагом, подробно что и когда делать. Эту информацию можно было использовать как пошаговую инструкцию для поступления в graduate school в США. Этот ресурс располагался на моем личном сайте на калтеховском домене. Он там долго провисел, с 2001 года и лет наверное десять. Его посещали тысячи людей. Сейчас он живет в web-archive. Я об этом даже не знала. Года два назад мне в Linkedin написал парень “Здравствуйте! Я фанат вашего сайта про поступление в США…” - я была очень удивлена и рада, он мне дал ссылку на мой сайт на web-archive. Сказал, что только благодаря моему сайту поступил в MIT, и что моим сайтом до сих пор пользуется много людей. Это была ошибка, что когда-то я его забросила. Я хочу этот сайт обязательно восстановить, и это один из моих актуальных проектов, для  которых я ищу подростков-стажеров.
О: Расскажи мне поподробнее про свои проекты, для которых ты ищешь стажеров.
Н: Вот этот сайт, о котором мы сейчас говорили - это один из проектов. Работа над сайтом со всей необходимой информацией для поступления в graduate schools в США, по аналогии с тем моим старым оригинальным сайтом, сделанным более двадцати лет назад. Каких кандидатов я ищу для этого проекта: подростков с content writing experience, research skills, desire to learn and manage social media.
О: Слушай, а ведь это офигенно прекрасная и своевременная идея, для всех этих людей, которые сейчас уезжают или уехали из Украины и России. Многим из них такой сайт очень бы помог. Круто! Надо делать! Мне очень хотелось бы, чтобы стажеры нашлись и помогли тебе с этим проектом. Наташа, до начала этого интервью я даже не представляла, что у тебя есть проект помощи в поступлении в USA graduate schools, который ты хочешь восстановить.  Я была уверена, что сейчас преподавание математики и создание образовательного проекта I Aced Calculus - это твои основные занятия. Расскажи мне о них поподробнее, я думаю, что моим читателям тоже будет интересно.
Н: Да, это верно. Я действительно сейчас практически всё время, свободное от основной работы, занимаюсь проектом I Aced Calculus. Это мобильное приложение, сайт и YouTube канал для тех, кто изучает calculus (математический анализ).  Цель проекта I Aced Calulus - помочь освоить calculus максимально эффективно и в кратчайшие сроки. Мы создали мобильное приложение с flashcards и вопросами разного уровня сложности, где весь материал разбит по основным темам. Ко всем flashcards и к части вопросов записаны небольшие видеоролики, по 2-3 минуты. Можно отбирать только те карточки, которые хочешь выучить, можно даже создавать свои собственные карточки. Команда профессионалов проделала огромную работу, все это заняло около двух лет. Приложение мы опубликовали в конце декабря 2023 года. Сейчас мы продолжаем его активно дорабатывать и после этого перейдем к другим областям математики.. Наш план - стать математическим Duolingo. Мы рады всем комментариям и пожеланиям. Каждый новый пользователь получает на 7 дней бесплатный доступ, так что заходите! В дополнение к приложению у нас есть сайт с полезными блогами, материалами для подготовки к курсу calculus и репетиторами, а YouTube канал мы только начали строить.
О: Ого! Это огромная работа. Расскажи мне про Flashcards с видео. Это что-то новенькое! 
H: Сейчас школьники любят получать информацию по видео, поэтому мы решили, что будет логично и удобно добавить краткие двух-трехминутные видео к материалам. Ученик может один раз посмотреть видео объяснения, а потом просто использовать карточку для запоминания.
О: Как моим читателям скачать твое приложение?
Н: Нас можно найти в Apple App Store и Google Play по названию I Aced Calculus Flashcards.
O: Ты говорила, что у вас в команде I Aced Calculus работают стажеры. Расскажи мне про них. Нужны ли вам еще стажеры? Если нужны, то какие у вас к ним требования?
Н: У нас в команде работают подростки-стажеры, школьники старших классов. Поскольку мы startup, у нас много больших и маленьких работ разного типа  - писать задачи и решения, придумывать новые функциональности, записывать и обрабатывать видео, делать дизайн для видео или соцсетей, писать блоги. Мы даем четкие задания нашим стажерам и контролируем весь процесс. Все материалы проходят несколько раундов доработки. Нашу команду можно увидеть у нас на сайте в разделе About us, сайт iacedcalculus точка com. Мы готовы взять еще несколько ответственных стажеров, которым интересен наш проект и у кого есть таланты в чем-то, что нам может пригодиться. Я думаю, это должно быть интересно старшеклассникам, тем, кому скоро поступать в колледж. Это необычный, качественный проект, который будет очень хорошо смотреться у них в college portfolio. У нас в этом году четыре стажера поступали в колледжи, двух уже приняли в Columbia University, еще одного на полную стипендию в небольшой колледж (это всё было early decision). Если I Aced Calculus проект интересен вашему подростку, попросите его нам написать через Contact us опцию на нашем сайте или на емайл, указанный во флайере ниже этого текста.
О: А тебе только математики нужны, или ты ищешь подростков, которые что-то ещё умеют делать? Наверное нужно написать формальное объявление с описанием этих позиций.
Н: Нам пригодятся стажеры для написания задач, тестирования приложения, создания и обработки видео и графики.
О: В конце интервью расскажи мне про свой преподавательский опыт и твою работу репетитором. Я знаю, что у тебя очень интересная и необычная карьера преподавателя.
Н: Я начала работать репетитором в 1995 году, 28 лет назад. И последние 10 лет я работаю как учитель математики и репетитор на полную ставку. Я работала в частных школах с отстающими и одаренными детьми - Вальдорфские школы, школа для талантливых детей и другие частные школы. Я преподаю математику от elementary school до high school и работаю в одном из самых сильных математических кружков (Math M Addicts). То, чем я занимаюсь, я называю развитие таланта - умение думать, любить математику, понимать математику. То, чему я учу, даёт школьнику навыки, чтобы дальше учиться самому, уже без моей помощи. Я развиваю аналитическое мышление, это помогает не только в математике, но и в любых технических дисциплинах. Я считаю, что детям надо ставить высокие цели и показывать красоту предмета. Обучение математике в школе в США поставлено очень неэффективно. Все мои ученики, с кем я работаю долго, идут со значительным опережением школьной программы, и, что намного более важно, с намного более глубоким уровнем понимания. Многие мои ученики готовятся к олимпиадам.
О: Как это всё интересно! А к каким тестам и олимпиадам ты готовишь?
Н: Ко многим. Для High School я готовлю к AMC 10 / AMC 12, AIME, AP Calculus,
Regents, SAT / ACT, PSAT / NMSQT.
О: Вот это список! С ума сойти! А школьников помладше ты к чему готовишь?
Н: Я готовлю к Mathcounts, AMC 8, Math League, MOEMS, Math Kangaroo, Perennial Math, SHSAT, SSAT / ISEE, Continental Math League, JHMMC.
О: Да, круто! А я что-то не вижу в твоём списке экзамена SCAT, к которому ты готовила Верика в 2017 году. (SCAT - это School and College Ability test для одаренных детей. Про него можно в википедии почитать).
Н: Да, к SCAT я тоже готовлю. Я готовлю ко всем тестам по математике.
О: Верик, между прочим, после твоей подготовки попал в 98-ой процент по математике на тесте SCAT.
Н: Отлично!
О: Ты ещё не забывай, что ты тогда Верику математику вообще из руин подняла.
Н: Научила думать аналитически и понимать математические принципы - да, это моя специализация :)
О: Спасибо тебе! Ты, кстати, сейчас берешь новых учеников?
Н: Пожалуйста! Сейчас я принимаю анкеты на групповые занятия олимпиадной подготовки (см первый комментарий) которые начнутся в июне. До лета очень заполненный график - I Aced Calculus, школа, работа в Math M Addicts и много текущих учеников от 9 до 16 лет.  Рекомендую обратиться к моим коллегам - они все очень классные! и готовят к олимпиадам тоже - iacedcalculus сайт раздел Tutors.
О: Да, это здорово! Спасибо, что согласилась дать мне интервью и поговорить про свои проекты!

математика, Наташа Лукина, интервью, interview, mathematics, natalia lukina

Previous post Next post
Up