искусство россии / kunst russlands, берлин 1940

Oct 28, 2012 16:35





фотоальбом посвящён русскому зодчеству, живописи, пластике 11 - 19 веков

составитель - фриц немиц (fritz nemitz), искусствовед, 1892 - 1969

согласно вики, в 1941 уволен по политическим мотивам из крупнейшей газеты юга германии "новейшие мюнхенские известия" (Münchner Neueste Nachrichten) - м.б. из-за этой книги?

[портрет (шарж) и предисловие (нем., со смыслом - надо бы красиво перевести)]





русская набожность резко отделена от морали. поклонение культу, а не нравственное отношение людей между собой - это характеризует православного. (127)

в отличие от европейца [носителя культуры западного толка], русский не советуется со своим богом в тишине каморки, а ищет его в единстве со всеми и для всех. русский человек сам по себе, отдельно, не попадёт в рай, но в рай должна быть допущена вся деревня. (127)

117 лет - с 725 по 842 - длился византийский спор о том, можно ли изображать христа (59) [http://de.wikipedia.org/wiki/Bilderstreit, неск. удивлён отсутстию соов. статьи про "византийское иконоборчество" на русском]

некогда, в риме литургия читалась на греческом языке [или по греческому обряду: griechisch gesprochen], и восточная церковь присутствовала на западе - греческие монахи странствовали по испании, германии, британии, ирландии (60)

волнующие слова толстого "жил я правильно, а думал - неправильно" [не нахожу что-то оригинал на русском] освещают не только его личный рок, но и характерную черту русской духовности (114)

колорированная резьба по дереву может считаться специфично русской (118)

[фото: 18+]




[фото: эх, прокачу!]




[фото: притча жития человеческого]




фотографии пространно "иллюстрируются" абрисом истории россии, надо вообще будет вдумчиво изучить - напр. о аксакове (цитируется противопоставление блогеров публики-интеллигенции и народа, http://az.lib.ru/a/aksakow_k_s/text_0070.shtml) слышу увы в первый раз

[публика и народ, 1848]

Было время, когда у нас не было публики "Возможно ли это?" - скажут
мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ.
Это было еще до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и
была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень
просто: часть народа отказалась от русской жизни и одежды и составила
публику, которая и всплыла над поверхностью. Она-то, публика, и составляет
нашу постоянную связь с Западом; выписывает оттуда всякие, и материальные и
духовные, наряды, преклоняется перед ним, как перед учителем, занимает у
него мысли и чувства, платя за то огромной ценой: временем, связью с
народом и самою истиною мысли. Публика является над народом, как будто его
привилегированное выражение, в самом же деле публика есть искажение идеи
народа.

Разница между публикой и народом у нас очевидна (мы говорим вообще,
исключения сюда нейдут). Публика подражает и не имеет самостоятельности:
все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз
сама чужою. Народ не подражает и совершенно самостоятелен; а если что
примет чужое, то сделает его своим, усвоит. У публики свое превращается в
чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал,
народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие
публики в Москве - Кузнецкий мост. Средоточие народа - Кремль. Публика
выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки; народ черпает
жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ по-русски.
Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские
моды. У народа - свои русские обычаи Публика спит, народ давно уже встал и
работает. Публика работает (большей частью ногами по паркету) - народ спит
или уже встает опять работать. Публика презирает народ - народ прощает
публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика
преходяща - народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть
золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи. У
публики - свет (monde, балы и проч.), у народа - мир (сходка). Публика и
народ имеют эпитеты: публика у нас почтеннейшая, народ православный.
"Публика, вперед! Народ - назад!" - так многозначительно воскликнул один
хожалый.

lib, ru_de, 1940, kunst, гиштория, todo, искусство

Previous post Next post
Up