Замеченные ссылки последнего времени, касающиеся Латвии.
Проживающая в Рижском зоологическом саду самочка нильского крокодила Кроксе уже неоднократно пыталась выпрыгнуть из воды, чтобы схватить слишком близко наклоняющихся посетителей, поэтому сегодня из Тропического дома она была переведена в другое жилище, сообщили в службе информации зоопарка.
Кроксе прославилась как первый пойманный в Латвии крокодил. В июле прошлого года спасатели поймали ее на территории Олайнской волости, в Плаканциемсе, после того, как она убежала из разбившегося в одном из частных домом террариума.
В отношении Рижского электромашиностроительного завода начат процесс о неплатежеспособности.
Председатель правления завода Григорий Успенский в разговоре с & не стал отрицать долгов перед разорившимся торговцем: "Латов 200, наверное, не отдали". Каким образом его предприятие намерено теперь действовать,он не сказал, сославшись на то, что сначала нужно изучить саму суть претензии.
В прошлом году РЭЗ, который принадлежит российскому холдингу Электродвижущая сила, понес убытки в 964 тысячи латов при обороте 22,47 млн. латов. В первом квартале этого года финансовая ситуация ухудшилась: оборот составил 4,1 млн. латов, а убытки выросли до 1,25 млн. латов.
Что поделаешь - всё, что было завязано на Россию, сейчас быстро дохнет. При том все латофобы уверяют, что для выхода из кризиса Латвии надо ещё больше привязаться к России, как будто этот обвал не был очевидным уроком (как и 1998. год, впрочем).
В целях режима экономии с 1 июля ликвидирован оркестр Государственной полиции. Как пояснила глава пресс-центра Госполиции Иева Рекшня, работы лишились 25 человек. Рекшня указала, что на содержание оркестра ежемесячно выделялось 10 000 латов.
Кровушки Полицейской Академии им не хватило, теперь за святое принялись?!
Урезанную полицию ЛР, которая частью своих департаментов собиралась переезжать в освободившиеся учебные корпуса ЛПА, вчера сократили ещё на 900 офицеров и сержантов. На этот раз увольняют штатных следователей, оперативников, эспертов, участковых.
Начальник нашей полиции - молодой и энергичный генерал с подходящей фамилией Воинс - заявил с экранов, что оставшиеся силовые подразделения обеспечат раскрытие и расследование преступлений, а также не попустят дестабилизации государства унд общества.
И ведь умный мужик, я его лично знаю, а вот что приходится говорить. Дома, небось, запершись, чертыхается, вспоминая, что брякнул в телекамеру. И чертыхается, голову даю, по-русски, потому что латышский язык для характеристики наших будней давно уже не подходит - слабоват-с.
- А вот интересно, какое усиление преступности может повлечь такое сокращение Правоохранительных органов.
- Это кино мы тут будем смотреть до конца, без права выхода из кинозала. Так что обо всём сообщу. Прямо перед моим носом разворачивается захватывающая дух история. На неё бы смотрнеть откуда-нито из-за рубежа, но так уж судьба сложилась, что в этом кине и у меня будет своя роль. Под панфары.
Мне, собственно, тоже интересно - потому что из всех телодвижений, совершаемых в связи с местно-мировым кризисом, сокращения в полиции мне не нравятся больше всего. Сами-то в 90-ые и не такое пережили, а туристы как?
Стоит у нас в торговом центре "Альфа" (может ещё где, я не видал) автомат, принимающий пустые металлические и пластиковые бутылки и дающий за них деньги. ДЕНЬГИ ЗА МУСОР! Только собирай и приноси. По идее бомжи у этого автомата должны толпами ходить - только успевай мусор приносить… А на практике? За всё то время, что он стоит (а это уже много лет) я видел, чтобы им пользовались только один раз… И после этого они кричат "Кризис!"?
Помню, был я в Гамбурге и встретили мы там одного местного эмигранта из России… Так он за то время, что мы с ним общались, насобирал мусора евро этак на 7-8 (не помню уже, может и на 12). Гдето за пол часа. Без всякого кризиса…
Согласно данным ежегодных отчетов, предоставляемых религиозными общинами и приходами Латвии, в 2008 году на территории страны насчитывалось 837 700 жителей, принадлежащих к тем или иным конфессиям. Стоит подчеркнуть, что в отчете за прошлый год нет сведений о Римско-Католической Церкви Латвии (РКЦЛ), т.к. на институции РКЦЛ правило Кабинета министров о ежегодной подаче данных не распространяется. Отказ предоставлять отчеты основан на договоре со Святым Престолом.
Добавляем ещё полмиллиона на католиков - получится половина населения страны. При том реально церковь посещает куда меньший процент. Самый крутой рост за год из тех, у кого больше тысячи членов - у староверов (5%), о причинах судить не буду, хотя подозреваю.
Также в 2008 году на территории Латвии насчитывалось 635 прихожан-методистов, 586 членов иудаистских приходов, 369 членов мусульманских общин, 124 кришнаита...
То есть процентов 5 из латвийских евреев являются верующими иудеями. Интересно, а сколько среди них христиан?
В гестапо выяснилось, что они с мужем арестованы по чьему-то доносу за помощь русским военнопленным: напротив их дома был завод, куда пригоняли на работу этих замученных людей, и вся семья Ольги Александровны действительно помогала им едой и одеждой. Но на допросе они с мужем всё отрицали. Истерзанный советский солдат, которого они несколько раз кормили у себя в доме, на очной ставке не выдал их. Но это не помогло. Ольгу Александровну и Владимира Ивановича отправили в Саласпилсский концентрационный лагерь. Почти на год сменила Ольга Александровна новое элегантное пальто, сшитое как раз к Рождеству, на полосатую арестанскую робу. Спали в лагере на голых деревянных нарах. Подушкой ей служила распотрошённая сумочка, которую вернули после допросов. Долгое время Ольга Александровна почему-то не открывала её. Но как-то однажды потянуло заглянуть вовнутрь. Большей радости от подарка она в жизни не испытывала - в сумочке лежал только чудом сохранившийся портрет Учителя. Ольга Александровна поняла: всё будет хорошо, она выйдет отсюда на свободу. Действительно, довольно скоро их с мужем под конвоем отправили из лагеря в гестапо. Не зная, что их ждёт впереди, они тихо попрощались друг с другом. Однако в гестапо им выдали документы и отправили домой.
Уже на следующий день Ольга Александровна пошла на завод, особо не рассчитывая, что бывшую заключённую примут на работу. Немец Фокрот только улыбнулся. Ведь это он добился от гестапо освобождения Ольги Александровны и её мужа. Будучи христианином, он не считал преступлением помощь другим. И сам считал своим долгом оказывать её. Ольга Александровна до сих пор с благодарностью вспоминает этого человека.
Очередный образец того, как из "лагеря смерти" люди выходили на своих ногах.
Следователь допрашивал Ольгу Александровну одиннадцать часов подряд. Добивался признания, какой вред она наносит обществу своим Учением. Требовал отречься от него. Ольга Александровна наотрез отказалась. «Вы бы первый перестали меня уважать,- сказала она следователю,- если бы я отреклась от того, во что верю». После допроса её отправили в Центральную тюрьму. Едва закрылась дверь камеры-одиночки, Ольга Александровна разразилась смехом. Но это не было истерикой. Ольга Александровна смеялась над собственной наивностью. До сих пор, когда депортировали и арестовывали людей, она считала, что те совершили что-то враждебное по отношению к советской власти. Но вот она приняла эту власть, ничего не делала против - и теперь сидит в одиночке, как опасная государственная преступница.
Надо было быть рериховцем, чтобы аж до конца 1949. продолжать верить в то, что репрессии и депортации имели отношение к вражде или невражде к советской власти.
История Латвии - судьба евреев в военные годы Фкаментах по ссылке - мои уточнения.
История русского населения на территории Латвии - полуофициальная версия По следам одной дискуссии, Википидория забыла что-то вырезать в рамках новой истории:
Балтийские и славянские языки имеют гораздо больше сходных черт, с точки зрения как лексики, так и морфологии и синтаксиса, чем любые другие группы индоевропейских языков.
Топоров утверждает, что балтославянские языки образовались при выделении из материнских балтийских языков дочерних славянских
[1] Как полагают исследователи, такое выделение, согласно данным глоттохронологии, произошло относительно недавно - 1300 лет до н. э.
[2] Лексикостатистика по стандартному 100-словному списку Сводеша, в котором вероятность заимствований невысока (не более 5-10%), дает картину близкого родства пралатышского, пралитовского и праславянского языков.
литовский-латышский 67%
русский-литовский 54%
русский-латышский 50%
Семереньи, пересмотрев в 1957 году полученные Мейе результаты, сделал вывод, что балты и славяне действительно имели «период общего языка и проживания», и были, предположительно, разделены в результате вторжения германских племён вдоль Вислы и Днепра приблизительно в начале нашей эры. Семереньи отмечает 14 пунктов, которые, по его мнению, не могут быть следствием случая или результатом параллельного развития, и которые являются, таким образом, доказательством существования единого балтославянского языка:
...Существует также теория В. Н. Топоровао развитии славянской группы в глубокой древности из периферийных балтийских говоров. С этой точки зрения, балто-славянские делятся скорее не на балтийскую и славянскую группы, а на центрально-балтийскую (позже восточно-балтийскую) и периферийно-балтийскую, включающую, как минимум, западно-балтийскую, восточно-периферийную и славянскую подгруппы. Такая схема подтверждается, видимо, также и данными лексикостатистики, согласно которым разделение центрально-балтийской и периферийно-балтийской произошло в конце 2 т. до Р. Х. (49 % совпадений), а распад периферийно-балтийской на прусский и славянские - в самом начале 1 т. до Р. Х. (53 %). Позднее, видимо, произошло, с одной стороны, резкое обособление славянских языков, а с другой - сближение остальных, или собственно балтийских.
Хихикс, до обозвания всех славянских языков "периферийными балтийскими говорами" я бы сам не дошёл, хотя вообще-то взгляд на карту распространения племён к началу нашей эры в школьном атласе должен бы сразу объяснить, кто тут есть ху :)
Русско-норвежская свадьба в Латвии
Начало дня не предвещало никаких осложнений. Даже платье было подготовлено. В животе воцарилась самая настоящая тошнота (образца 1938 года), есть-пить было совершенно немыслимо, и вот, когда я уже собрала рюкзак (любовно упкаовав коринфян, блокнот и норвежско-русский словарь, зачем-то), я обратила внимание на свои симметрично расположенные синяки. До этого момента, они меня не смущали. теперь я поняла, что они слишком сильно подчеркиваются темно-фиолетовым платьем в крупный горошек. В поптыке скрыть гематомы, я прибегла к маминым тональным кремам (и своему художественному опыту), и одновременно с этим меня посетила мысль о том, что наеврняка этикет требует колготок. Зря она меня посетила, потому что в поисках цельных изделий трикотажно-синтетического производства, я потратила столь необходимое время, а при попытке примкнуть к источнику этикета и хороших манер (позвонить маме), я-таки забыла мобильный телефон дома.
Приехав на место встречи у отеля Латвия, я стала озираться в поисках норвежскоговорящих или красного автобуса. Вокруг сновали красные такси, туристы с багажами, и меня (со скрытми наслаждением) глодала мысль о том, что время встречи изменено, и что мне, конечно же, пытались сообщить, но телефон остался дома.
На пути была небольшая остановка в частном доме подруги невесты, где я как раз впервые познакомилась со старобрачными, выпила детского шампанского (все ж, я на работе) и помогла норвегам познкомиться с обравшимися. Любопытная деталь: норвежская часть казалась мне гораздо более расслабленными и дружелюбными, чем затянутые в тафту и корсеты русские, которые стояли, зыркая своими глазенками и угрюмо молчали.
Церковь была маленькая, белая с красной крышей, вокруг находилось несколько небольших прудов (видать для крещения! - сказал один норвег), вокруг расходился лес с редкими вкраплениями обветшалой сельской застройки. Священница стояла на лестнице - высокая, крупная,с чрезмерно спокойными чертами лица, в длинном черном одеянии с неизменной белой вставкой в воротничке голубой рубашке. Мне стало страшновато - таких как я такие как она могут съесть на завтрак (если им конечно приспичит).
Дальнейший разговор с ней показал, что съест вряд ли, разве что прихлопнет за мои нервирующие вопросы. Она вручила мне Библию на норвежском, указав только на отрывок с коринфянами (который у меня и так был). После тоскливых проволочек, связанных с неожидоннастями от первой встречи норвежцев и сухого туалета, а также с объяснением распорядка литургии (священница пыталась вразумить мрачноватому братцу невесты, что перед Богом стоять нужно на обеих коленях, а не на одном, как перед женщиной, на что он нахально отвечал, что перед женщиной на коленях не стоял и не будет), началась служба, зазвучал орган, и я, с тоской для себя, отметила, что органистка знает норвежский.
Службы прошла в атмосфере некой тревоги, ибо куски латышской и норвежской литургии пересекались только в некоторых местах. При этом свободная речь священницы не блистала оригинальностью,а сводилась толкьо к формалистическому утверждению, что настоящая любовь начинается только у алтаря церкви. Мне еще понравился пафосный отрывок "долгие и короткие пути привели вас в эту церковь" - это какая-то дешевая диалектика? И вообще непонятно с этими кольцами - люди вроде уже женаты, пусть не в церкви, но кольцами-то уже обменялись... И еще одна типично латышская особенность: священница решила прочесть стихи Фрициса Барды о любви, но забыла прочесть тех самых коринфян. Пела она, кстати, очень здорово, хотя и была единственной в церкви, кто это делал. Две молитвы, которые она прочитала, как ни странно, нашлись в норвежской литургии, но она не дала мне их зачитать, а вместо этого развернулась на 180 градусов и произнесла длинное благословение, окончив его черчением креста в воздухе. Моё сжалось в ужасе, ибо ничего, точь в точь повторявшего сие благословение, у меня не было, и пока я пыталась нащупать ускользавшую под ногами почву и решить, нужно ли мне все это переводить, мой моск не фикстировал точную комбинацию фраз и понятий, и когда священница наконец закончила и с опаской (обоснованной) посмотрела на меня, я чуть не сказала faen i helvete, это было бы чрезмерным, я сделала жалкое лицо, и попыталась поковыряться в тех фразах, которые могли бы быть эквивалентом сказанному, при этом понимая, что окончательные слова так и останутся недоступными для моей памяти. В итоге, я сказала что-то чоень приблизительное, помялась, сказала еще что-то еще более приблизительное, захотела сказать еще, но поняла, что сказть мне нечего, ибо я тупо не помню, и наверное промычала. В общем, я запорола людям благословение, и если есть чувак наверху, он должен быть страшно зол на меня.
Латвия - фото туриста с краткими комментами (иногда неточными)
Песчаные скульптуры в Елгаве. Хатуль мадан
Предположительно - Латгалия, 2009.