"Weekend" № 6 ' 1994

Jun 07, 2009 21:33


В  начало

газета  "Weekend"

№   6 ‘  1994

"Пока  я  смешон…"



Удивило и насторожило то, что начал он с самоуничижения. При сегодняшней популярности, при обожания зрителя, без которого, он сам признаётся, ему было бы лихо, вдруг такая заявка:

- Если бы я был зрителем, то среди моих кумиров, я это точно знаю, артиста по имени Ефим Шифрин не было бы никогда…

- А  это  не  кокетство?

- Искренне говорю:  комиком, клоуном стать не мечтал. И мои первые выходы на сцену связаны не с эстрадой, а со  Студенческим  театром  МГУ.  Бросив филфак Латвийского университета, я приехал в Москву, мечтал поступить в театральное училище.

- Но  поступили  в  Эстрадно-цирковое…

- А что оставалось:  во МХАТе дошёл до второго тура,  в  Щукинке  - до третьего, а в Эстрадно-цирковое меня брали без всяких туров и экзаменов. Было неуютно с первого дня. Кого увидел, придя в цирковое училище? Акробатов в трусах и майках. Случилось то, чего больше всего боялся - оказаться среди спортсменов, тогда как я стеснялся раздеваться на физкультуре.

Но уехать из Москвы значило навсегда расстаться с возможностью поступить в театральное. Если бы я знал, что именно это училище подарит мне встречу с Романом Виктюком! Виктюк той поры - Виктюк Вампилова, Рощина, Петрушевской, Арбузова, Войновича…

С приходом Романа Григорьевича преподавателем в цирковое училище курс расцвёл. Этот непостижимо талантливый человек из полена мог сделать актёра. Началось лицедейство.

Позже Виктюк возглавил  Студенческий  театр  МГУ,  и то время с ним было потрясающе интересным. Мы сейчас практически не общаемся, но я считаю себя обязанным ему.

Роману  Виктюку  его подопечный студент Ефим Шифрин запомнился в "Над пропастью во ржи" Сэлинджера в роли мальчишки, который приходит к проститутке, желая стать взрослым. "Он играл тонко, умно, с большим юмором. Он уловил стиль Сэлинджера и мировоззрение мальчишки тех лет", - вспоминает Виктюк. Тогда Шифриным были сыграны интересные роли в "Ночи после выпуска" Владимира Тендрякова, в "До свидания, мальчики" Бориса Балтера, в "Утиной охоте" Александра Вампилова. Театральное действо, о котором мечтал, стало реальностью. И всё же профессиональная работа по окончании циркового училища увела его на эстрадные подмостки…

- Я понял:  быть комиком мне на роду написано. Видимо, во мне подсознательно укрепилось ощущение, что хорошо и уютно, когда я кого-то веселю. Пока я смешон, я в безопасности.

…Ефим родился на Колыме, в семье репрессированного, среди настороженности, страха и лагерей. В детстве много болел и, сам признался, всегда относился к себе как к слабому существу и даже немного этим спекулировал. Круглые дурацкие очки усиливали несчастья. И его актёрская судьба, как бы он ни стремился к иной, начиналась со смешных школьных миниатюр, хохмочек и, чего уж там, с кривлянья - с того, что вызывало улыбку окружающих, давало надежду на любовь. А юмор на грани юродства позволял выходить из трудных ситуаций. Однажды, ещё студентом, отправленным "на картошку", он поздно оказался на деревенской улице. Неожиданно его окружили пьяные озлобленные парни - им явно хотелось на ком-то отыграться. Драться Ефим не умел, бежать не хотелось, и пришла мгновенная подсказка:  он ссутулился, стал хлюпать носом… Озверевшие парни увидели несчастного больного придурка - не тронули, ушли…

- Работа  в  Москонцерте  после циркового училища выстраивалась трудно. Долго не мог найти свою сценическую маску… Было ощущение, что ввязался в марафон, и ноги сами несут куда-то.

- И  всё-таки  признать,  что  Шифрин  монотонен  и  однообразен,  нельзя.

- Видимо, помогла страсть к театру.

…Шифрин пробовал репетировать в Театре на Малой Бронной, была попытка сняться в кино. После неудач он всё же рискнул и создал "Шифрин-театр". Поставил спектакли  "Верните  наши  денежки,  или  Я  играю  Шостаковича",   "Дядя  Ваня  и  другие".  А его недавний бенефис под названием "Привет, артист!"? Это ли не театральное представление?

- Вы  тщеславны?

- А какой актёр может состояться, если он не тщеславен?! У меня целая куча недостатков, которые, не будь я тщеславен, не позволили бы мне добиться ничего. К примеру, плохая дикция.

- Ефим,  Вы  так  самокритичны,  что  можете  убедить - и  достоинств-то  у  Вас  никаких…

- Попадаются и достоинства. Я не помню зла. Терпим к порокам других. Мама рассказывала, что в детстве я всегда всех примирял. Видимо, это и осталось смыслом моей жизни… Умиротворять.

- Что  Вы  цените  в  людях?

- То, что мне не свойственно. Решительность. Твёрдость. Силу.

- Интересно,  что  же  привлекает  Вас  в  женщинах?

- Способность понимать, мягкость, доброта. Одним словом, женственность.

- Поклонниц  у  Вас  много?

- Хватает. Как выяснилось, есть даже фанатки, письма пишут.

- Что  заставило  Ефима  Шифрина  начать  петь?

- Я пел всегда. Просто не решался выйти к слушателям. Первой открыла народу Шифрина-певца режиссёр Останкинского телевидения  Светлана  Аннапольская.  Она вытащила меня ведущим в программу "Утренняя почта". Вот тогда я впервые запел на телеэкране. Недавний же спектакль  "Я  играю  Шостаковича"  на три четверти - академический вокал.

Не боюсь показаться нескромным - у меня ещё один дар обнаружился. Можете порасспрашивать меня об этом.

- Кажется,  догадываюсь,  о  чём  Вы.  Слышала,  что  выходит  книга  "Театр  имени  меня".

- Точно. В ней, кроме моих монологов обо всех и о себе, рассказов коллег, друзей о нас с ними, есть главка  "Пописки".  В ней то, что я время от времени строчил для себя, своеобразный дневник.

- Значит,  мы  можем  узнать  ещё  и  Шифрина-литератора?

- Не совсем так. Это лишь одна главка. А книга написана Георгием Виреном, который меня знает ещё со  Студенческого  театра  МГУ.  Он спрашивал - я рассказывал.

- А  Вы  не  пытались  писать  сами  для  себя?

- Пытался. В школе мы создали свой театр миниатюр "Не рыдай!" Название одного из кабаре 20-х годов. Так вот, для "Не рыдай!" миниатюры писал я сам. Об их качестве говорить сегодня смешно. Уже много лет я работаю с  Виктором  Коклюшкиным.  Познакомились, когда я только начал подавать надежды. Терпим друг друга и по сей день.

- Ваше  отношение  к  сегодняшней  эстраде?

- Оно лучше, нежели у наших критиков и правителей. У нас эстрадой занимаются в последнюю очередь. О кино, театральных премьерах, вернисажах, на которых порой человек десять бывает, пишут много и всерьёз. А что об эстраде? Кто? Когда? И с кем? Не было и нет уважительного отношения к жанру, который по-настоящему массовый.

Я убеждён:  у эстрады колоссальные возможности воздействия на "умы и чаяния". Жириновский, Кашпировский - ведь это всё эстрадные жанры. Если бы эстрада была одета в те одежды, которые заслуживает, многих чёрных дней мы бы избежали в нашей жизни.

Её, как сказал бы чиновник недавней поры, надо "поставить на службу государству".   
Previous post Next post
Up