В конце 19 века известный врач гипнотизер Бернгейм произвел эксперимент.
Человеку под гипнозом внушали, что после того, как тот будет выведен из гипносомнамбулического транса, он должен взять с вешалки зонтик одного из гостей и раскрыть его.
Как приказано, так и сделано. После чего человеку задают вопрос: «Почему вы в комнате открываете зонтик?».
Прежде чем читать дальше, попробуйте представить, что отвечает человек.
Казалось бы, что можно ожидать ответа: «Мне было так приказано». Или: «Из внутреннего побуждения, которое я не могу себе объяснить».
Однако, мы не слышим ни одного из этих ответов. Получивший приказание конфузится, бормочет что-то, и, в конце концов,выдавливает из себя объяснение, которое всем, кроме него самого, кажется неправдоподобным, в роде: «Я хотел посмотреть, мой ли это зонтик», или: "Я хотел проверить работает ли он".
Но когда затем его спросили, почему у него чужой зонтик, он был крайне изумлен и поспешно отнес его на вешалку.
Эти мотивы совершенно не соответствовали действительной причине поступка и, очевидно, были придуманы, но сознанию пациента они вполне удовлетворяли. Он был убежден, что раскрыл зонт по собственному желанию.
Этот опыт поразил Фрейда. Его ошеломил следующий факт: человек совершает поступок по причине, ему самому неизвестной, а впоследствии приводит правдоподобные объяснения своим несообразным действиям, при этом он совершенно искренен. «Не так ли ведут себя люди в обычном состоянии, - спрашивает Фрейд, - находят причины своим поступкам? Хотя давно замечено, что объяснения, которые люди пытаются приводить, не всегда заслуживают доверия».