Enrico Rava. Quotation Marks. Universal Japan UCCE 9071. *****
Eduardo Lagos. Asi nos gusta. VICP-62186. *****
Собственно говоря, две пластинки, о которых необходимо рассказать, к танго, и даже к nuevo tango имеют опосредованное отношение. Впрочем такого опосредованного (об этом - дальше) достаточно. Опять хочется без конца благодарить звукозаписывающую индустрию Японии. Иногда создается ощущение, что очередные шедевры вытаскиваются из нафталина и забвения только благодаря ей. Так было с феноменальным "Полднем в Тунисе" Джорджа Грантца и компании, двумя коллекциями величайшего мастера губной гармоники всех времен и народов Хуго Диаса, и вот - сегодня еще два приятных сюрприза.
Первый - альбом Asi nos gusta аргентинского пианиста Эдуардо Лагоса. Eго имя мало кому известно за пределами его страны, и отыскать какие-либо детальные сведения о его карьере непросто, по причине того, что уже почти полвека этот талантливейший человек в музыкальной индустрии сознательно позиционирует себя в качестве любителя.
Выпускник медицинской школы университета Буэнос Айреса (медик в 1955-м, доктор медицины в 1961-м), врач-офтальмолог Эдуардо Лагос продолжает профессиональную карьеру и по сей день, сочетая ее с должностями музыкального руководителя таких радиостанций, как Radio el Mundo, Radio Belgrano и Radio Nacional. Также из года в год Лагос ведет музыкальную колонку в газете La Prensa. Дискография его коротка, но качество его композиций и авторитет в среде музыкантов делает выход каждого альбома событием.
Наконец-то переизданный "Asi nos gusta" 1969-го года был одним из первых опытов синтеза аргентинского фольклора с импровизационной эстетикой современного джаза, во многом предвосхищающим последующие опыты Дино Салуцци, Габриэля Ривано, и очень многих других. Альбом состоит из материала пяти различных сессий, состав - мягко выражаясь звездный, иначе в каких еще терминах можно описать присутствие под одной обложкой Антонио Агри, Данте Амикарелли, Качо Тирао, Хуго Диаса, Астора Пьяццоллы (много ли вы вообще знаете альбомов из зрелых лет самолюбивого маэстро, где он присутствует на правах приглашенного музыканта, довольствуясь лишь упоминанием на обороте обложки), Оскара Лопеса Руиса, Мариано Тито, Доминго Кура и так далее - почти полная энциклопедия конца 60-х годов по части кто есть кто в nuevo tango, аргентинском джазе и фольклоре.
Второй альбом о котором сегодня вспоминаем, оказался настолько основательно забыт, что многим хорошо известный (а среди итальянцев может быть и самый известный за пределами своей страны) джазовый трубач Энрико Рава не упоминает его в своей дискографии на своей официальной веб-странице.
Альбом "Quotation Marks" вышел в 1974-м году на независимой немецкой компании JAPO, в то время бывшей одним из проектов Манфреда Айхера, в котором он в отличие от его же ECM не играл такой определяющей роли в репертуарной политике, - позже JAPO раскололся и "Айхеровская" часть его альбомов перекочевала в каталог ЕСМ, в то время как остальное могло бы навсегда остаться в виниловой эре после выхода JAPO из бизнеса в 1989-м году, если бы не японские издатели.
Сквозной темой альбома, записанного в два захода, первая сессия в Нью Йорке в декабре 1973 года, вторая - три месяца спустя в Апреле 74-го в Буэнос Айресе, являются положенные на музылу стихотворения аргентинца Марио Трехо, известного многим как автора текста баллады Пьяццоллы "Pajaros Perdidos". Стиль можно определить как пост-боп семидесятых с "оттенком" Generacion Cero.
Достоинств у альбома много. В Нью Йоркских эпизодах главное украшение - вокал одной из самых недозаписанных и недооцененных джазовых певиц Джин Ли, а в качестве дополнения - гитара Джона Аберкромби, Дэвид Хоровиц на клавишах и Джек ДеДжонетт за барабанами. В Буэнос Айресских - их сменяют создатель Generacion Cero (надо ли удивляться сходству звучания групп в отдельные моменты) бандоненист Родольфо Медерос, гитарист Рикардо Лев (сегодня известный по проектам Фернандо Суареса Паса и Пабло Сиглера), Матиас Писсарро за роялем и Финито Бингерт на саксофоне. Лиричная труба Равы звучит чисто, открыто и широко, местами напоминает Майлса, местами - Фредди Хаббарда, но во всех случаях с певучим итальянским акцентом. Один из лучших альбомов его дискографии. Пять звезд.