Итак, прежде, чем окончательно перейти к разбору исключительно текущей продукции, произведу краткий обзор того, по сравнению с чем эта текущая продукция и наделяется рейтингами, т.е. того лучшего, что до сих пор вышло на CD.
20. Artango. In Extremis. Ambroisie 9940, (p)2003
Составляя символическую двадцатку я под конец долго думал, что надо бы включить в нее хотя бы одну работу какого-нибудь абсолютно иностранного коллектива, при этом сделанную качественно и "без акцента", т.е. с настоящим canyengue-свингом а не иммитацией оного. Посему - долго выбирал между Французами Фабрисом Равелем-Шапюи и Жаком Трюпеном (Артанго) и альбомом Bando Monk, где другие французы (вообще изо всех иностранцев - французы все-таки статистически лучшие ассимилянты в танго), Оливье Манури и Ив Торчински блистательно препарируют темы Телониуса Монка, делая из них танго. Оба диска прекрасны, но все-таки работа Artango - чуть-чуть больше танго, а у нас только двадцать мест.
19. Julio De Caro. 40 grandes exitos (Las grandes orquestas de tango). BMT 604 (p)1999
Секстет братьев Хулио, Франсиско и Эмилио де Каро (а также Педро Маффиа/Армандо Бласко, Педро Лауренца, и Энрике Крауса) - это Битлз мира танго. Не будет сильным преувеличением сказать, что стандарты не написанные Хуаном Карлосом Кобианом написанны одним из участников секстета де Каро, а также что история музыки танго делится на три периода, от начала до де Каро, от де Каро до Пьяццоллы/Ровиры и от них до современности. Второй из этих периодов часто называют "золотым веком (epoca de oro)". Корпус записей де Каро, подобно записям Гарделя уже давно пора издать в виде многотомной аннотированной антологии. Ввиду ее отсутствия приходится выбирать просто альбом с наибольшим количеством композиций при наилучшем качестве звучания (все-таки самая поздняя запись здесь датирована 1931-м годом).
18. Orquesta Tipica Victor 1930-1944. Colleccion 78 RPM. Euro Records s.a. EU17014 (p)2004
Euro Records вообще задает тон, в том, как следует обращаться со звучанием шеллаковых носителей при их переводе на CD, но данный диск представляет собой образец, не только в смысле отбора материала, но и в смысле реставрации звучания. Среди вещей, на которые здесь стоит обратить внимание - соло Эльвино Вардаро, разбросанные по всему альбому, а также три редких первоклассных номера молодого и еще не очень известного Анхеля Варгаса, записанные до его судьбоносной встречи с Анхелем Д'Агостино.
17. Tango Crash. Galileo music Communication GM0003. (p)2003
Электро-техно-танго с момента выхода первой пластинки Малево в 1999 году (где, кстати, струнные аранжировал Антонио Агри, что стало последней его работой) превратилось в клише. Этой музыки так много, что в ее океане просто по законам статистики должна попасться хорошая. Альбом сделанный без поддержки батареи приглашенных супер звезд виолончелистом Мартином Ианнаконе и пианистом Даниэлем Альмада с группой из еще шести человек (среди которых, правда, Габриэль Ривано и Сантьяго Васкес) звучит существенно свежее и естественнее многого в том же жанре, быть может, потому, что создание "этническо-клубного" продукта здесь - явно не самоцель.
16. Sandra Rumolino. Automne. Labastide Castel Amouroux 3901 (p)1994
Густаво Бейтельманн - один из наиболее смело экспериментирующих тангерос сегодняшнего дня. Наверное, единственный музыкант масштаба Пьяццоллы или Пулиезе из ныне живущих. Для его представления (а двадцатка лучших альбомов танго не может не включать его работ) я выбрал малоизвестную пластинку певицы Сандры Румолино, где Густаво выступает в очень традиционном (и может, этим для кого-то непривычном) антураже. Кроме него в записи принимает участие замечательный гитарист Сиро Перес (экс-аккомпаниатор Альфредо Цитарросы).