Оригинал взят у
leonid_zaslav в
Почему русские разлюбили «черных»? (Отрывок 13-й) Современники саркастичного Михаила Светлова, классика афоризмов и революционной поэзии, пересказывали одну из его баек. Во времена позднего сталинизма, когда газеты запестрели фельетонами, героями которых оказывались персонажи с «прозападными» фамилиями, Светлов поделился своим открытием: “Теперь мне ясно, почему у нас не любят евреев. Но не могу уразуметь, отчего русские так обожают негров?” И действительно: долгое время излюбленным занятием советских пропагандистов было обличение расизма в стране-супостате, а среди лучших друзей кремлевских правителей числились сперва талантливый актер и певец Поль Робсон, а позднее мятежные чернокожие лидеры вроде Патриса Лумумбы, Агостиньо Нето или Джошуа Нкомо, приязнь к которым подкреплялась щедрой, преимущественно безвозмездной военной и экономической помощью.
Вышло так, что "идеологически подкованные" россияне неизменно симпатизировали неграм -- во всяком случае до той поры, покуда видели их лишь на телеэкранах, в глянцевых журналах и на международных фестивалях в качестве экзотических заморских гостей. И как было за них не порадоваться, глядя в кино или читая стихи про то, как поделом доставалось на орехи американским расистам вроде чванливого Мистера Твистера или его кинособрата, чью роль в фильме "Цирк" сыграл неповторимый Павел Массальский! Однако дело быстро принимало совсем иной оборот, когда немало “черных" появилось в Советском Союзе в качестве долговременных соседей, а то и соотечественников.
Такие невеселые мысли рождались из впечатлений от одного кинодебюта. В манхэттенском клубе “Оскар” состоялся премьерный просмотр документального фильма «Африка в России”, созданного Карой Линч -- выпускницей факультета кинематографии Нью-Йоркского университета. Эта смуглая американка во второй половине 1990-х годов побывала в Москве и с помощью ряда видеоинтервью осветила такую некогда туманную, но делавшуюся всё более актуальной тему, как расовая проблема в современной России.
Автор после кинодебюта
.
Персонажами этого фильма оказались члены своеобразного этноса - москвичи, имеющие африканские корни. Считать их общиной можно лишь условно, поскольку все герои интервью произошли от браков темнокожих иммигрантов -- часто бывших московских студентов или аспирантов -- с россиянками. Эти потомки по языку, культуре да и анкетным данным являются русскими. Но из массы окружающих такие «афророссияне» выделяются цветом кожи и прочими чертами внешности. И из-за этого, как показано в фильме, они сталкиваются с непростыми проблемами.
После просмотра состоялось обсуждение фильма, и я получил возможность побеседовать с Карой Линч о ее российских знакомых, внешне схожих с афроамериканцами, и не только о них…
- Кара, как появилась идея создать фильм на столь щекотливую тему? И, кстати, о внешней схожести. Прошу извинить, но мне трудно удержаться от неделикатного вопроса: вас-то самих, судя по чертам лица, за афроамериканку принять нелегко…
- Возможно, на моем облике отразились результаты долговременного внедрения в Америке идеи о «плавильном котле». Я родилась от союза папы-мулата и мамы-гречанки. Но в США эта концепция не помогла кардинально разрешить расовую проблему, что послужило причиной моего интереса к ней. Еще в 1989 году, проходя обучение в Уильямс-колледже, я по обмену провела два семестра на биофаке МГУ. И уже тогда заметила своеобразие в отношениях между белыми и черными студентами. Подобную проблему в российском обществе затронули фильмы “Асса” и “Маленькая Вера", имевшие тогда бешеную популярность. Позднее -- уже с дипломом видеожурналиста -- я побывала в Москве еще дважды, в результате чего появился этот фильм.
- Разглядели ли вы в России расовую дискриминацию?
- Я бы дала ей расширительное название: не расовая, а этническая, но суть та же. Например, в свободной российской прессе 1990-х годов можно было прочитать объявление: “Сдаю квартиру. Людей южных национальностей прошу не беспокоиться». Участились случаи бандитских, скинхедовских нападений на «черных» приезжих. С другой стороны, в качестве объектов для проверок документов, особенно ужесточившихся после начала войны в Чечне, милиционеры явно выбирали тех пешеходов, водителей или пассажиров, кто отличался “южной” внешностью. Так что в понятие «черные» там вкладывался более широкий смысл, и появилась российская вариация того, что в Америке называют «расовым профилированием». Меня такие проверки тоже не обходили стороной, но допрос обычно заканчивался как только я предъявляла свой американский паспорт. Для моих же российских знакомых, в том числе дававших видеоинтервью, дело зачастую заканчивалось задержанием и поборами. Так что такая дискриминация подпитывается еще и корыстью.
- Много ли, по вашим данным, афророссиян в современной России?
- Полагаю, что в ней проживают несколько десятков тысяч людей, у которых один или оба родителя имеют африканское происхождение. Существуют три основные категории афророссиян - во-первых, темнокожие студенты и "гастарбайтеры"; во-вторых, потомки от смешанных браков и, наконец, пестрый люд, застрявший в России на пути из Африки или Азии в ожидании беженского статуса, дающего возможность осесть в какой-нибудь из европейских стран.
Если в прошлом студенты и страны, их посылавшие, подбирались по идеологическим критериям, то теперь обучение в России переведено на коммерческую основу. В результате изменился список основных стран, «экспортирующих» туда своих студентов. К примеру, места Анголы и Танзании в этом перечне заняли Нигерия и Тунис. Так что страны и студенты, приезжающие из них, стали побогаче.
- Тогда почему они не избирают для учебы страны Запада? Ведь многие чернокожие выпускники российские вузов потом устремляются туда, видимо, полагая, что проблемы их пребывания и трудоустройства там окажутся легче…
- Во-первых, учеба в России обходится пока что дешевле при часто неплохом уровне образования. Во-вторых, иногда сказываются неожиданные мотивы. В одном из видоинтервью студент-африканец Серж сообщил мне: “Мои родители - люди состоятельные и могли бы направить меня на учебу в другую страну. Но они намеренно сделали так, чтобы в ученье мне было тяжелее. И выбрали Россию, дабы я поскорее понял, почем фунт лиха в современной жизни. Сначала я их за это возненавидел, но через пару лет, пройдя тут суровую школу, понял их резоны”.
- Была ли популярной среди ваших российских знакомых идея создания «афророссийской общины», которая могла бы защищать их права и интересы? Ведь известно, что ныне на российской эстраде и телеканалах работают талантливые ведущие и солисты с африканскими корнями. Например, афророссиянка в третьем поколении Елена Ханга, которая в середине 1990-х годов жила в Нью-Йорке, где выступала в составе русскоязычной шоу-группы "Канотье". Тогда же она, филолог по образованию, увлекательно вела уроки английского языка на здешнем русском телеканале. Теперь Елена живет в Москве, где участвовала в создании и показе популярной телепрограммы для взрослых "Про это"…
- В России таких приметных людей -- считанные единицы, а их внутриобщинные связи столь зыбки, что они едва ли способны осознать себя каким-либо сообществом. Если говорить начистоту, то и студентов, которые ждут отъезда по окончании учебы, и беженцев, которые мечтают о пособиях от международных организаций и перемещении в другую страну, идея общины, пожалуй, тоже не интересует. И ксенофобия в России, пока не подающая признаков ослабления, оставляет мало шансов для зарождения и укрепления в ней подобного сообщества.
Однако еще в пору моей учебы в МГУ мне сообщили, что в тогдашнем Ленинграде некая подобная ассоциация все-таки существовала. Единственная категория афророссиян, которая связывает с Россией свое будущее, это потомки от смешанных браков и их родня. Не удивительно, что то питерское сообщество было названо «Метис». Ведь основной его контингент - российские женщины с детьми-метисами или, точнее, мулатами. Создавая свою организацию, они боролись за то, чтобы государство, которое сначала из идеологических, а затем финансовых соображений привлекало в страну на многолетнюю учебу тысячи заморских гостей фертильного возраста, разделило ответственность за неудавшиеся судьбы их детей. Поскольку заполучить регулярные алименты из-за рубежа весьма проблематично, ставился вопрос о праве на привлечение за государственный счет опытных адвокатов по международным делам или на адекватные пособия из внутренних социальных фондов.
- В чем, на ваш взгляд, корень расовой нетерпимости? Не в правовом ли нигилизме и забвении традиций интернационального воспитания, основы которого обязана прививать школа?
- Что касается проблем воспитания, то мне кажется, что в России сказалось снижение в 1990-е годы авторитета государства. В результате упала цена декларируемых идеалов. Впрочем и в США государство не в силах устранить расовые противоречия. Тут сказываются свои исторические и социальные причины. В Америке процветает культ силы, риска и наживы. Чернокожей молодежи следовало бы идти по пути обретения прочного образования и трудовой квалификации. Тем более что в ряде штатов пока что действует льготная программа позитивных действий. Но такой путь долог и сложен, особенно для подростков, выросших в бедных, неблагополучных семьях. Они часто предпочитает тропу, где успех могут принести быстрые и рискованные действия. В результате в уголовных судах и тюрьмах небелые клиенты оказываются в очевидном большинстве. С другой стороны, пресса, телевидение и полиция подчас слишком много трубят о криминогенности афроамериканцев.
- Расовые противоречия бурно выплеснулись в Америке во время громкого судебного процесса над чернокожим актером и футболистом О-Дж.Симпсоном, не без оснований обвинявшемся в убийстве. Но, с другой стороны, нельзя не заметить, каким всеобщим обожанием и почетом тут пользуются другие именитые афроамериканцы, включая генерала Колина Пауэлла и многих киноактеров, спортсменов, музыкантов. Нельзя не обратить внимание, насколько популярны чернонокожие телеведущие вплоть до Опры и, что показательно, как их много на здешнем телевидении.
- Их немало лишь на нью-йоркских телеканалах. Дело в том, что около четверти наших горожан - темнокожие, тогда как в целом по стране их доля вдвое меньше. Так что президентом или даже вице-президентом США едва ли станет афроамериканец.
- Как знать? Времена быстро меняются. А довелось ли вам наблюдать здесь отношение русскоязычных иммигрантов к представителям небелых меньшинств?
- Пришлось. И я заметила отсутствие у некоторых из ваших бывших соотечественников культуры общения с представителями иных рас. А ведь главный рецепт для решения подобной проблемы очевиден - надо лучше знать и хотеть понимать друг друга. Успех тут во многом зависит от людей, работающих в прессе, а тем более в кино и на телевидении. Лично я по мере своих сил готова всемерно способствовать такому взаимному узнаванию.