Итак, после длительного перерыва из-за болезней, отпусков и прочая, мы собрались снова.
Пришли Дина и Арик, Аня не смогла, поэтому было всего четыре ребенка. В этот раз я попыталась сделать занятие как можно более динамичным, чтобы залействовать Яэль, и я с радостью приму рекомендации и ссылки на сайты, где можно почерпнуть идеи для изучения математики через подвижные игры. Начали мы с повторения, которое, как известно, мать учения. Я показала листок с нарисованной на нем точкой. "Что это?" Все хором закричали "Точка". "А вы сможете нарисовать точку на листке?" - я раздала листки - четвертинки от А4, тогда не остается слишком много места для рисования и отвлекания ( :) ), и каждый взял фломастер своего цвета. Потом я попросила провести линию. Все без исключения дети попытались провести прямую (разумеется, без использования линейки, хотя линейки на столе лежали). Но я-то хотела, чтобы линии были разные! Поэтому я предложила сделать это еще раз - тот же результат, только у Дины плохо получилась прямая, и я сказала: "Замечательно, мне Динина линия очень подходит!" Затем я прямо попросила нарисовать кривые линии, опять же все дети нарисовали волнистую линию. Где-то по ходу дела я употребила слово "кривулина", детей это насмешило... Затем я попросила нарисовать точку и провести через нее прямую линию. Все бросились рисовать, но тут Арик спросил: "По линейке?" Меня этот вопрос порадовал, потому что кроме основных понятий мне кажется важным прививать "культуру работы" (казенщина какая!). Яша тут же сказал, что он может провести прямую линию и без линейки (и таки провел, потому что фломастером, надо было остро отточенным карандашом попросить провести). Остальные провели по линейке и очень аккуратно. Тогда я рассказала про архитекторов, которые должны строить чертежи, и как это важно, чтобы чертеж был точным, и все линии, которые должны быть прямыми, действительно прямые. Дальше я рассказала про наш шкаф, у которого ящики сделаны с допуском сантиметр, и поэтому плохо открываются, дети слушали, отрыв рот, а потом Яша, который всегда должен сказать последнее слово, заявил: "А я не хочу быть строителем, я хочу быть летчиком"... Короче говоря, надо придумать задание, которое можно решить только используя линейку, а построение от руки даст неправильный результат - идеи принимаются с благодарностью. Дальше я спросила, можно ли через те же две точки провести еще одну прямую. Яэль сказала, что да. Тогда я попросила ее сделать это, и мы убедились, что получаеися такая же прямая. "На что похожа прямая?" - Яша: "На змею" "На что похожа дуга?" Арик: "На мост" Дина: "На мост для желехной дороги, которая есть у Арика" Яша: "На радугу". Следующий вопрос: "Сколько прямых можно провести через одну точку?" Почему-то ответ был четыре. То есть первым это число назвал Яша, а остальные уже повторили за ним. Стали проводить прямые по очереди. Четыре ребенка - четыре прямые. Потом я попросила Дину провести еще одну прямую, Яэль закричала, что она хочет, я уступила, поэтому пятую прямую провела она, а шестую Дина. "Ну, сколько прямых можно провести через одну точку?" Яша: "Зависит от листка"; Арик: "Зависит от точки". Удостоверившись, что дети понимают, что прямая продолжается и за границей листка (точнее, что это понимают Яша и Арик), я тему закрыла. Мы к ней еще вернемся. Потом мы вспомнили, что такое пересечение, и я показала катринку и попросила посчитать, сколко точек пересечения у этих кривых. К этому времени Яэль отошла от стола, поэтому считала Дина. Дальше я показала детям ломаную линию и спросила, знают ли они, как называется такая линия. Яша знал название на иврите, но не знал по русски. Дина назвала это "кривулиной". "Что нужно сделать с прямой, чтобы она стала такая?"... "Вот если взять прямую палку, как сделать, чтобы она стала такая?" Дети: "Сломать!!!" Я: "Правильно, поэтому такая линия называется ломанмя." Прошло уже полчаса и я дала детям последнее задание по геометрии. На листке нарисованы ломаная и гладкая кривая (ломаная слева от кривой). Арику и Яше были даны следующие задания: Арику: "Начертить прямую так, чтобы она была справа от ломаной, но не справа от кривой." Он начертил прямую вертикально между линиями - правильно. Яше: "Начерти прямую так, чтобы она была не справа и не слева от ломаной" - он начертил прямую вертикально, но так, что она пересекала ломаную линию - а я-то имела ввиду, что прямую нужно начертить горизонтально :) Когда я попросила провести еще одну прямую, он начертил прямую, пересекающую ломаную, но под углом. И когда я сказала, что пересечений быть не должно, он нашел и мое решение. Задания мальчикам были написаны на их листочках, девочки получали задание устно. (Тут я сказала Яэль, что мы решаем новые задачки, и не хочет ли она прислединиться - пришла и с усердием решала). Девочки должны были начертить прямую, которая проходит между линиями, потом кружок справа от кривой, треугольник слева от кривой и квадрат под ломаной. Все справились. Я приготовила четыре мячика, длинный шнурок и эластичный бинт, потому что длинной веревки в доме не нашлось. К следующему разу надо будет подготовить заранее. Два ребенка бросили мячики (синий и оранжевый), а двое оставшихся должны были с помощью шнурка сделать прямую тропинку между шариками. Потом Дина прошла по этой тропинке. Добавили еще один шарик - зеленый. Сделали прямую дорожку между синим и зеленым шариком. "Между какими шариками мы еще не делали дорожку?" - "Между зеленым и оранжевым" - сделали, прошли. Бросили четвертый шарик, желтый, он упал на одной линии с двумя другими. Яэль и Арик натянули шнурок и Яша прошел по нему. Бросили желтый шарик еще раз, он снова остановился на одной прямой с двумя другими, тогда я просто переложила его так, чтобы получился четырехугольник. Сделали круговую дорожку, проходящую через все четыре шарика и пропрыгали по ней на одной ножке. Снова уселись за стол решать задачи, которые придумали на втором уроке. Очередность ответа снова считали, выкидывая на пальцах. Я складывала, скрлькр каждый выкинул м все время ошибалась, сначала дети опешили, а потом со смехом меня поправляли. Чтобы не так скучно было считать, считали мы в обратном порядке (спасибо
remka за идею). Решили задачки, которые составили Яэль и Арик (Динины задачи мы решили еще на втором уроке). И стали решать Яшину задачу. Яша нарисовал квадрат "с ножками" , равносторонний треугольник, вершиной вверх, и четыре прямоугольных треугольника. Ответ - ракета. Мне было важно, что он использовал больше двух элементов, потому что это дало мне возможность перейти к заданиям типа "А можно ли из предложенных элементов сложить заданную картинку". Всего было два задания.
и
С первым справились все, а второе решили только мальчики, а девочки, видимо, не догадались посчитать прямоугольники - окна.
На этом собственно занятие я закончила, но не сказала магическую фразу "Спасибо, занятие закончилось", а предложила поиграть. Сначала мы попытались поиграть в "Я умею" (спасибо
shanat ), я показала мячик - прыгает, катится, его можно кидать, он круглый, но игра не получилась, дети пытались определить предмет по одному признаку, поэтому прыгал кенгуру, катилась машина и т.д. Я объяснила, что это мячик и почему, потом дети стали загадывать сами. Загаданные слова: кенгуру, бабуин, мячик. Видя, что игра не идет, мы уселсиь на пол на ковре и стали играть в следующую игру (по сути, вариация предыдущей) - называется предмет, напрмер, мячик, и по очереди, передавая игрушку соседу, называют свойства предмета - мячик круглый, прыгает, мягкий (спорно, по строгим правилам можно называть только свойства, характерные для любого мячика, на я собираюсь вернуться еще к этой игре). Немного поиграв, я урок закончила (дети были этим недовольны и кричали "Еще!" - а это самая большая награда, котору. я могла получить).