На этом уроке было 4 детей. Одна из девочек не смогла прийти.
Поскольку я собиралась посвятить занятие пространственному мышлению с использованием геометрических фигур,
то сначала мы просто повторили названия: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал, ромб. Мне было важно, чтобы дети говорил названия по русски, и с ромбом вышла заминка... Вспомнили слово и продолжили. Квадрат, круг и треугольник у меня были в пластиковом варианте, из настольной игры. Причем каждая фигура была двух размеров. Квадраты и круги были разного цвета, а треугольники одинакового. Про каждую пару я спрашивала, что можно сказать про эти фигуры. Дело в том, что интерес в этих занятия для меня не только в обучении математике, но и способности наблюдать, обращать внимание не только на один признак, но и на другие, и еще, не в меньшей степени, способность ребенка выражать свои мысли словами, научить их словесным конструкциям, принятым в науке, при доказательстве. Я стараюсь, чтобы в тех случаях, где один и тот же признак можно было описать по разному, они нашли несколько формулировок. Первым признаком, который назвали дети был размер: «Один больше, а другой меньше». Потом Арик сказал: «А еще они разного цвета». Я похвалила его, потому что мне было важно, что он назвал не конкретные цвета, а признак и то, что они разные. Для остальных пар дети повторили, что один больше, а другой меньше, и одинакового цвета, или разного. Я попыталась подвести их к формулировке разного размера, но слово «размер» пришлось произнести мне.
Затем я выложила на стол все три пары и попросила назвать лишнюю пару. Правильных ответов было два: пара кругов, потому что две остальные - многоугольники; и пара треугольников, потому что они одинакового цвета. Сначала Яша нашел ответ с парой кругов, а потом нашли ответ с парой треугольников. Потом мы поиграли в игру, где нужно было с закрытыми глазами наощупь угадать фигуру и сказать, какого она цвета. С заданием справились почти все, и я была очень рада, потому что у девочек на этом уроке были проблемы, и хоть в чем-то они оказались лучше мальчишек.
Потом мы перешли к парам впереди/сзади, ближе/дальше. Сначала я показала карточку с пирамидкой и мячиком. Дети, не дожидаясь вопроса стали говорить о разых цветах, размере. Но мне было важно, чтобы они увидели, что один предмет находится за другим. Тогда я спросила: «А что вы можете сказать про то, как они стоят?» - Яша свазал, что пирамидка стоит, а мячик лежит на боку. Пришлось взять настоящий мячик и выяснить, что на боку он лежать не может. Этот образ можно использовать на занятии по симметрии. Пришли к тому, что пирамидка впереди, а мячик сзади. Затем по картинке с чашками повторили понятие «ближе-дальше»
Потом я показала им две карточки с геометрическими фигурами и мы обсудили, что мы знаем, что одна фигура впереди, а другая сзади, потому что передняя заслоняем часть задней ((а) и (б)). Карточки я оставила на столе, чтобы они могли их видеть при выполнении следующего задания.
(а)
(б)
(в)
Я раздала каждому по листочку, на котором карандашом были начерчены треугольник и квадрат, как показано на рисунке (в). Вопрос: «Что впереди?». Кто-то сказал, что квадрат, кто-то, что треугольник. Просьба объяснить поставила детей в тупик, и я пояснила, что иногда у задач нет решения, и если им кажется, что решения нет, то так и надо сказать... Они успокоились и сказали, что не понятно, что впереди, а что сзади. Я попросила их сделать так, чтобы треугольник был впереди, а квадрат сзади. Яэль просто села разрисовывать квадрат и треугольник, а из остальных правильно сделал только Яша. Сейчас я думаю, что задание оказалось слишком трудным, и надо будет вернуться к нему позже. Дальше я не стала прололжать геометрию, а решила рассказать сказку. Эта задача взята мной с форума на сайте Лены Даниловой из
описания кружка Жени Лакштанова. Только рассказывала я ее со всякими подробностями, к задаче не относящимися.
Итак, жила - была улитка, кушала травку и листочки. У улитки была бабушка, которая жила на дереве, высотой 8 метров. Улитка решила навестить бабушку и поползла вверх по дереву. В день она проползала 1 метр. Сколько дней ей понадобится, чтобы доползти до бабушки? ( здесь можно придумать целый рассказ, чем бабушка кормила улитку, на каком дереве она жила - по уровню и интересу детей). 2 метра в день, 4 метра в день. - задачки решены, тем более, что была картинка, по которой ползала улитка-ластик. 5 метров в день... Яша, который считает быстро кричит: «Нельзя!» Я: «Почему нельзя? Не доползет?» Посмеялись... Выяснили, что ей понадобится день и еще часть дня.
Усложнила задачку: Ночью улитка спит и сползает на один метр. В день она проползает три метра. Попросила нарисовать... Правильно опять решил только Яша, но девочки уже устали, поэтому мы дорешивать не стали...
Потом я предложила поиграть в робота (
описание здесь), но мальчишки кричали, и девочки за ними не успевали, поэтому они пошли в детскую комнату, а мы еще поиграли в робота, выяснили, что двумя препятствиями можно заблокировать ему дорогу (это мама Арика про два препятствия сказала, а мальчишки их уже сами расставили).
На этом мы урок закончили...
Подводя итоги... Я не очень довольна... И больше всего я не довольна тем, что не получается составить задания, чтобы девочки шли вровень с мальчишками, или, хотя бы не отставали, потому что первоначаоьно кружок задумывался, в основном, для возраста 4-5 лет, а получается 6-7... Предложения и рекомендации с благодарностью принимаются.