"Asarotos oikos" - в переводе с древнегреческого "неприбранный дом". Так называли очень популярный в античности тип мозаичной декорации столовых комнат (триклиниев): из мельчайших тессер мраморов и полудрагоценных камней на полах выкладывались натюрморты из тронутых человеком и временем продуктов и приборов для трапезы. Здесь выразился с наибольшей полнотой любимый в позднем Эллинизме и особенно в Древнем Риме иллюзионизм - обманывающий глаз и разум натурализм. Самой знаменитой мозаикой такого типа была работа Соса (около 250-150 гг. до н. э.) для дворца в Пергаме. Её упоминает Плиний Старший в "Естественной истории" (36, 184). Сама мозаика не сохранилась, но до нас дошли многочисленные древнеримские копии и интерпретации прославленной в античности мозаики.
Римская мозаика с изображением симпосия. 4-5 вв. Ливан. Частная коллекция.
Неприбранный пол. 3 в. 59х71х8 см. Музей Бардо, Тунис.
Мозаика из Аквилеи. 1 в.
Гераклейт. Мозаика из дома на Авентинском холме в Риме. 2 в. Вантиканские музеи.
3 в. Музей Бардо, Тунис.
Корзинку уронили, а убрать забыли:))
Известная идея: неприбранные "остатки былой роскоши", преображаясь и прихорашиваясь, перебираются с пола на потолок в раннехристианских памятниках:
Свод церкви Санта Костанца в Риме. Мозаики 4 в.
Несколько современных. Явно расширяется репертуар помещений, а соответственно тем и предметов:
Художники Helen Bodycomb, René Schaefer 2004.
www.hbmosaics.com/mosaic.php Michelle Weinberg
michelleweinberg.com/blog/public-art/ Steven Feren. Пол в библиотеке. 2000.
www.steveferen.com/library_floor.html