Рубцовск. Сад-город. На Станционном

Oct 26, 2020 15:19



«Через четыре года
здесь будет город-сад!»

Вл. Маяковский

Когда думаешь, с чего начать рассказ о Сад-городе, на ум неизменно приходит Владимир Маяковский и эти хорошо известные с детства стихи - гимн советских пятилеток. И ведь люди, что так назвали свой район за железной дорогой, наверное, тоже помнили эти строки. Название такое родилось не случайно. Оно народное, но прижилось и фактически стало официальным для этой части города Рубцовска. Железная дорога делит город на восточный и западный. Западная часть, в свою очередь, разделяется Новоегорьевским трактом на две части - Западный посёлок и Сад-город.

Сад-город - один из старейших районов города. Своим возникновением он обязан железной дороге, которая когда то прошла стрелой возле патриархального засёлка земледельцев у степной реки. Засёлок продолжал жить своей жизнью, а вот в районе железной дороги стали селиться железнодорожные рабочие, появились новые улицы - Путевая, Локомотивная, Вокзальная.... Город стал строиться и расширяться к западу от "линии" (как здесь говорят - "за линией"), закладывались дома (в основном, частный сектор). Это были 20-е годы 20 века.

Чтобы отгородиться от степных ветров, насаждали сады. В Сад-городе когда-то был целый огромный питомник, принадлежавший совхозу "Двадцатипятитысячник" - там выращивали ценные деревья и кустарники - плодовые и декоративные. Питомник был основан в 1926 году на пустыре, уходил в степь. По мере застройки посёлка перестал существовать. Сейчас на его месте - Интернациональный проспект.

В целом за годы своего существования Сад-город мало изменился. Здесь по-прежнему стоят частные дома. Не очень хорошие дороги, чувствуется удалённость от центра города и некоторая захолустность. Вечная проблема с транспортом - сюда трудно приехать и отсюда уехать. Мало объектов социальной инфраструктуры - они как островки в море частных домов.

Но люди живут здесь, живут десятилетиями, меняются поколения. Для меня это чужие места, в раннем возрасте я никогда здесь не бывала, да и сейчас бываю крайне редко. А для кого-то эти пыльные улицы - улицы детства...



Кстати, об улицах. Раньше названия улиц были другие. Рабочие называли их "Первая, Вторая, ... Восьмая" - словно не улицы, а опять-таки, линии. Потом их переименовали, конечно, в честь известных писателей, учёных, революционных деятелей. Но некоторые старые названия остались. Например, улица Сенная - на ней были когда-то склады сена. Улица Полевая - возможно, когда-то за ней было поле. Ипподромская - совсем уж странное для нашего города название - тем не менее, у нас был ипподром. Он располагался на месте нынешней школы №18 и кинотеатра "Мир". С лошадями же связано и сохранившееся название переулка Манежный. На Базарном, понятно, был базар. Одна из центральных артерий посёлка - переулок Станционный - тоже сохранила своё прежнее название. Одним своим концом переулок уходил на запад, в степь. Другим практически упирался в железнодорожные пути.

Вот он, переулок Станционный - на фото. В 2020-м году он попал в программу ремонта дорог и здесь уложили новый асфальт. Большой праздник для Сад-города и его жителей.
2.


Здесь как раз ведутся работы.
3.


Переулок почти на всём своём протяжении представляет собой частный сектор, но по нему ходит общественный транспорт. И есть на нём небольшой пятачок инфраструктуры - своего рода сердце Станционного (и этой части Сад- Города заодно).

Вот здесь видно, что даже нормальных тротуаров не было на Станционном. Нынче их сделали.
4.


5.


Делают новые тротуары.
6.


Это одна из перепендикулярных Станционному улиц. Не знаю точно, какая.
7.


Может быть, улица Бориса Иванкова (бывшая Степная). Переименована в 1981 году в честь погибшего работника милиции. Борис Иванков родился и вырос в Сад-Городе, на Восьмой улице.
8.


9.


Улица Ипподромская.
10.


Вернёмся в центр Станционного. Здесь и чуть дальше вглубь квартала влево - магазин, остановки автобуса, школа, есть многоэтажки, садик, железнодорожная больница...
11.


Ремонт тротуара возле школы.
12.


Слева видно небольшой стихийный рынок.
13.


Это школа № 18 (как я понимаю, бывшая 46-я?).
14.


Поближе.
15.


Бывший культурно-бытовой центр микрорайона, а нынче - торгово-рыночная площадь.
16.


Что было в этом здании в те годы, я не знаю. Возможно, магазин или какое-то ателье?
17.


А вот здание следом - это бывший кинотеатр "Мир" (Станционный, 42б). Он открылся в 1962 году и проработал более 30 лет. Продержался до 1996 года. Сейчас представляет собой, как видно по фото, весьма грустное зрелище. Вообще, из всех городских кинотеатров у нас в городе действует только один - "Россия" (только теперь называется "Жемчужиной" почему-то, но его так никто не называет).
18.


Примерно так выглядел кинотеатр в советское время. Сейчас об учреждении культуры напоминает только название остановки транспорта.
19.


Многоэтажки и ларьки торговые дальше по улице (в сторону железной дороги и пересечения с улицей Ломоносова).

Пятиэтажка современная, построена в 1998 году. За ней (не видно) похожая 6-этажка, 1994 года. Остальные дома в глубине квартала были построены в 60-х годах прошлого века. Там в основном двухэтажки барачного вида, много лет не видавшие ремонта.
20.


Остановочный павильон напротив школы.
21.


На Станционном в жаркий майский день...
22.


краеведческое, железнодорожное, новости городских проектов, история, Рубцовск, город которого нет, улицы города

Previous post Next post
Up