Колыванский угольный разрез. Сияющий антрацит. Часть 2

Dec 06, 2019 11:40



Панорама угольного разреза

Часть 1

Ну вот, собственно, так он выглядит, Колыванский угольный разрез. Впечатляет, правда? Представляю, какое это было потрясающее зрелище наяву! Если на снимке из космоса угольный разрез, как правило, выглядит как чёрная дырка или даже язва на теле земли, то вблизи, да ещё и под веером утренних солнечных лучей - как гигантское рукотворное сооружение с чёрными исполинскими ступенями, ходить по которым могут только великаны, а маленькие жёлтенькие экскаваторы на склонах кажутся совсем крошечными, почти игрушечными.

Добыча на Горловском месторождении ведётся открытым способом, так как угли залегают здесь неглубоко (до 500 метров). Возникает вопрос: а как такое возможно, ведь антрациты образуются на самой большой глубине? Всё дело в том, что в разные геологические эпохи порода может подниматься и опускаться, сминаться в складки. Чего только не происходит с ней за миллионы лет. В итоге когда-то глубинные слои оказываются близко к поверхности Земли.



Окрестности разреза с отвалами породы.
2.


3.


По дороге из окна автобуса.
4.


Лесистые склоны.
5.


Вот тут видно, что уголь буквально под ногами. Пошёл, накопал себе ведёрко). Хотя, возможно, это рукотворные склоны, по которым уже прошлась техника. Скажу ещё пару слов о Горловском угольном бассейне, к которому относится Колыванский разрез. Угленосная толща вытянута полосой длиной 120 км и шириной 2-7 км в северо-восточном направлении. Известно месторождение ещё с 19 века, и в 1915 году были проведены первые геологические изыскания. Название месторождение получило по селу Горлово, где были самые известные на то время копи. Крестьянские артели подкапывали антрацит открытым способом и возили его на предприятия горнодобывающего комплекса Южной Сибири.

В войну антрациты бассейна использовались для выплавки стали. С 50-х по всей площади бассейна велись масштабные геологические изыскания; практическое применение здешнего угля в энергетике стало практиковаться только в 80-х годах прошлого века. В 90-х использовался антрацит, например, при производстве электродов на Новосибирском электродном заводе...
6.


Рядом с карьером.
7.


Угольный разрез поздней осенью - мрачноватое и торжественное зрелище. Похоже на выжженную поверхность какой-то чужой планеты...
8.


Я не до конца понимаю всю технологию добычи угля карьерным способом. Знаю, что сначала определяется площадка под будущий карьер. Потом снимается с помощью техники, взрывов и т.п. вскрышная порода и увозится в специальные отвалы. Потом работы движутся сверху вниз, уступами снимая всё новые слои. Как-то так. После выработки пустая земля засыпается обратно, обогащается удобрениями, высаживаются деревья (но не знаю, делают ли так здесь). Для разработки угольных пластов применяется специальная техника, уголь грузится на самосвалы и вывозится. Такой процесс.
9.


Поближе.
10.


Маленькие, "игрушечные" вагончики рабочих. К слову, на "Сибантраците" работает около 5100 человек. Кто все эти люди - местные, или вахтовики, например, точно не знаю. Есть у предприятия 2 корпуса общежития, значит, наверное, и вахтовики есть. Более 20 маршрутов доставки сотрудников. Работникам этого, прямо скажем, вредного производства, предоставляются компенсации, льготы, санаторно-курортное лечение... Компания сотрудничает с сибирскими вузами для подготовки специалистов по горным специальностям.
11.


На смотровой площадке.
12.


Солнце над карьером.
13.


14.


15.


Экскаваторы.
16.


БелАЗы. Вот тоже чудо-техника. Гигантские самосвалы производства Белорусского автомобильного завода грузоподъемностью до 220 тонн (и даже больше вроде бывают). Для сравнения: в ж/д вагон входит только 60 тонн угля.
16.


17.


Такие огромные машины, но в масштабах карьера они кажутся совсем крошечными.
18.


Человек в белом там, где всё черное).
19.


20.


Коллективное фото для понимания размеров этих монстров).
21.


Фото Сибирь.ПРО

На этом я свой рассказ о Колыванском угольном карьере заканчиваю, но с угольной темой мы не прощаемся пока. Впереди ещё поездка на Берёзовский угольный разрез компании СУЭК в Красноярском крае. Но там уже не антрацит, а бурый уголь.

А следующий пост из цикла "Сибирь.ПРО" будет про Новосибирский железнодорожный вокзал.

Мой канал в Яндекс-Дзен - ВЕСТИ ИЗ АЛТАЙСКОЙ ГЛУБИНКИ

краеведческое, Сибирь.ПРО, тяжёлая промышленность, Новосибирская область

Previous post Next post
Up