Зачем воспитывать волю. Альтруизм или мещанство?

Mar 23, 2019 11:09



Попалась мне на днях в библиотеке вот такая книга. Помечена как "книга для учащихся", издательства: Москва "Просвещение", 1986 год; выпущена тиражом 410000 экземпляров. Взяла её не раздумывая, так как книги по саморазвитию советского периода качественно отличаются от таковых современной капиталистической эпохи. Во-первых, написаны они всегда очень грамотными специалистами. Это сейчас написать книжку "Как стать уверенным в себе и занять место начальника?" или "5 верных способов, как завоевать лидерство в коллективе" может каждый. Были бы деньги. А тогда стиль чувствовался с первых страниц. Как ни странно, это хороший русский язык. Кроме того, текст на научной основе, со ссылками на труды современных психологов. Это вам не тяп-ляп. И если в книге рекомендуют какую-либо технику, значит, эта техника безопасна для самостоятельного применения и действительно работает. Конкретно эта книга написана еще и живым и интересным языком (рассчитана же на старших школьников, правда, уровень тех старших школьников и современных - это, увы, не одно и то же), с многочисленными примерами из жизни обычных и великих людей.

Но самое главное и самое значимое отличие в другом. В том, что в этой и подобных книжках транслируется совсем другое мировоззрение, чем то, к которому мы привыкли (и я сейчас совсем не о строительстве коммунизма говорю), и ощущается совсем другое отношение к человеку. Если бы я читала её будучи школьницей, мне бы казалось, что она написана заботливыми родителями, которые заинтересованы в том, чтобы у меня в жизни сложилось всё как можно лучше, чтобы я выросла настоящим человеком. Непривычное такое ощущение именно отеческой заботы, просто глоток прохладной воды в жару. Мы так от этого отвыкли...

Но ведь тема воспитания воли и характера и для нашего времени не нова, может спросить читатель. И да, и нет. Она уже не звучит в такой формулировке, потому что кому интересно воспитывать волю и характер в наше время, а, главное, зачем? Это тяжело, трудно и не оправдывает себя. Это предполагает наличие определённых мотивов, сильных и высоких мотивов: развития человека как творческой личности, развития человека альтруистического склада, умеющего жить не только для себя, но и для ближнего, развития человека, способного на подвиг и стремящегося к подвигу. А что такое подвиг в наше время? Сделать двойную выработку за смену, чтобы работодатель получил больше прибыли и слетал на Канары? Не смешите меня. Ужать себя в расходах, не купить телевизор, зато сброситься деньгами с соседями и благоустроить площадку перед многоквартирным домом? Или выйти зимой, сделать горку для детей? Посадить деревья, а не спиливать их для парковки? Ха.. вы что, с луны упали? "У меня своя квартира и вааанна" (С). А всё, что за их пределами, меня не интересует. Нет, в нынешней жизни почти не осталось места для подвига. Да и непопулярно это уже, не модно. Дети не хотят больше быть похожими на героев. Они хотят быть похожими на крутых бизнесменов.

Отсюда и книги сейчас соответствующие. Их основной посыл таков: будь лидером, не будь неудачником, сумей вписаться в социум, чтобы тебя не затоптали и не выкинули на обочину другие такие же лидеры. Стань успешным человеком! Чувствуете, что хотя эти книги и направлены, казалось бы, на развитие личности, в них изначально, подспудно, присутствует определенный стандарт, определенная идея.

Сравните:

Необходимо развивать себя как личность, потому что ты человек, потому что тогда перед тобой откроются разные пути, ты сможешь быть творцом своей жизни, ты сможешь строить гармоничные отношения с людьми.

или

Ты должен развивать себя как личность, чтобы быть успешным и богатым, чтобы быть лидером и пользоваться авторитетом, быть конкурентоспособным (читай, уметь себя продавать).

Чувствуете разницу? Я чувствую во втором случае наличие напряжения, как будто я должна встать на цыпочки, стать не тем, кто я есть, чтобы соответствовать ожиданиям общества.

В наше время желание быть богатым и жить лучше других приветствуется. А вот в вышеупомянутой книжке авторов Рувинского и Хохлова есть такая замечательная глава "В чем причина мещанства?"

Цитата:

"... стоило бы остановиться на проблеме потребностей, мещанства, престижных вещей и т.д. Проблема существует давно и волнует многих: и взрослых, и вас - молодых людей. Не просто её решить. Действительно, в том, что люди хотят красиво и модно одеваться, иметь красивые и практичные вещи, цветной телевизор, современную мебель, ничего плохого нет.
.........................

... молодые люди часто интересуются: "Чем же определить меру человеческих потребностей? Как узнать, где кончаются разумные и начинаются чрезмерные потребности?"
........................

Конечно, чёткую границу здесь трудно определить. Но вот что сказал об этом известный советский режиссёр Р. Быков: "Мещанин, обыватель начинается там, где мир делится на две правды. Мещанин считает, что идеалы - это выдуманное. А живое и реальное - это "не высовывайся", "не тот прав, кто прав, а у кого больше прав", и тому подобное.... Именно замены высокого низким - существо мещанина. Осторожность заменяется трусостью, бережливость - жадностью, человеческая прямота - банальным хамством, дружба - круговой порукой, любовь - прелюбодеянием. Высокий идеал при этом... подменяется своей противоположностью".

Мещанство, видимо, начинается тогда, когда у человека происходит переоценка ценностей - высоконравственные идеалы вытесняются мелочной, узкоутилитарной психологией. Вещи для человека становятся дороже любых человеческих отношений.

Почему такое случается в жизни? Среди причин, наверное, не последнее место займут две:

1) Слабость воли, или неумение использовать её;
2) Нравственное несовершенство.

...................

Глубоко прав был М. Горький, когда писал: "Мещанство - это ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить своими побегами всё на своей дороге.."

Каково, а? По-моему, просто прекрасно! Мне кажется, что мы сейчас все в той или иной степени заражены этим мещанством. И ещё я согласна с авторами книги: мещанство и сила воли и характер - практически взаимоисключающие вещи. И надо воспитывать себя, чтобы мещанство в себе преодолеть. Мне кажется, тогда будет гораздо легче и радостнее жить.

о жизни, книги я читаю, воспитание человека, мысли вслух, лампа Психеи

Previous post Next post
Up