Что мне рассказал Жорж Батай об инцесте («История эротизма»)

Aug 15, 2012 19:51

Человечество не может быть полностью объяснено в силу своего принципиального неединства. Оно образуют миры, в том числе миры мысли, которые удивительно  далеки друг от друга и, как правило, имплицитно содержат в себе отвержение всех прочих миров. Такие миры могут соседствовать и в одном человеке как в отце, который, позабыв скотство вчерашнего пьяного вечера, играет со своей дочерью. Мир мысли и мир эротизма несоразмерны, но они дополняют друг друга. Человечество, выйдя из «животности», стремится внести границы в эротизм, делая мысль моралью. Эта интеллектуальная деятельность, привнесенная в эротизм, и отделяет эротизм человека от сексуальности животного. Т.о «само целомудрие становится одним из аспектов эротизма, т.е. чисто человеческой сексуальности».  Самым фундаментальным запретом исключительно человеческого эротизма является инцест.
«Если мы рассмотрим инцест, нас сразу же поразит универсальный характер запрета на него. В той или иной форме этот запрет известен всему человечеству, но категории людей, на которых он распространяется, меняются в зависимости от места. В одном месте запрет будет касаться определенной разновидности родства, например, кузенства детей, один из которых родился от 19 отца, а другой от его сестры; в другом это, наоборот, будет привилегированным условием для брака, а объединяться не смогут дети двоих братьев - или двух сестер. Наиболее цивилизованные народы ограничиваются отношениями между детьми и родителями, между братьями и сестрами»
Согласно выводам Леви-Стросса, запрет на инцест  «являет собою основополагающий шаг, благодаря которому, посредством которого, но, главным образом, в котором осуществляется переход от Природы к Культуре».
Ужас перед инцестом даёт нам характеристику человека, и все, что вытекает из этой проблемы, является проблемой самого человека. Запрет на инцест повлек за собой повсеместные акты «дарения» женщин.
 «То, что отрицается в запрете на инцест, представляет собой всего лишь результат некоего утверждения. Брат, отдающий свою сестру, не столько отрицает ценность сексуального союза с близкой ему женщиной, сколько утверждает более высокую ценность браков, которые могут связать эту сестру с другим мужчиной, а его самого с другой женщиной. В обмене на основе щедрости присутствует более интенсивная коммуникация, нежели в немедленном наслаждении. Точнее говоря, празднество предполагает введение движения - отрицание сосредоточенности на себе, а значит, отказ от высшей ценности скупости. Сексуальное отношение - само по себе коммуникация и движение, оно обладает природой праздника, и именно потому, что оно, по сути, представляет собой коммуникацию, оно с самого начала требует движения траты».
Таким образом, запрет на инцест - это правило дара. Мы видим, что эротизм человека несет в себе одновременно и ужас и влечение, отрицания и следующего за ним утверждения (отказываясь от сестры и матери мужчина признает ценность своего союза с другими женщинами, и даря их - получает большее). История человеческого эротизма исходит из отрицания животной свободы, но те запреты и правила, которые ее ограничивают, всегда меняются,  являясь по сути явлением временным. Правила инцеста вариативны, но всегда они включены в представления человека  о непристойном ( стоит учитывать, что непристойность - это всегда отношение, а не конкретный объект, это «оскорбление стыдливости». )
Итак, в самом запрете на инцест Батай и находит сугубо человеческие формы сексуальной активности. Человек - это животное, который отрицает свою природу, испытывая  к ней отвращение. «Человеческое существование приписывает ужас всякой сексуальности; а сам этот ужас придает привлекательную ценность эротизму».
Previous post Next post
Up