садики

May 22, 2013 21:15

Я собирала данные и побывала за неделю в разных-разных московских детских садах с хорошим таким чередованием: плохой государственный - цлпшный - хороший государственный - ещё один цлпшный. Такой это контраст.
Картина 1: государственный сад. Маленькие парты выстроены в три ряда, дети сидят по одну за партой и складывают из счётных палочек. Воспитательница (с явным ехидным удовольствием на лице): "[Маркова]! Нормально села!". Девочка вскакивает, тревожно смотрит на преподавательницу и быстро снова берётся за складывание палочек. Другой ребёнок что-то говорит. Воспитательница: "[Иванов]!, тебя спрашивали? Сел и складываешь. Когда мне будет нужно, я тебя спрошу". И так далее. Воспитательница совершенно явно самореализуется за счёт детей (у меня столько власти, они как марионетки!). Дети ведут себя так, как будто это совершенно нормально. Поразительно, что у детей амимичные лица (за исключением тревожных моментов). В хорошем детском саду то же без элемента самореализации за счёт детей, а с большей любовью к детям, но такой же своеобразной, нацеленной, видимо, на взращивание дисциплины и повиновения.
Картина 2: цлпшный сад. Совершенный хаос, вещи, игрушки, книжки разбросаны по полу и везде (хоть и видно, что некоторый порядок всё-таки намечен). Дети занимаются каждый своим или играют кто с кем. Воспитательница спокойным голосом: "[Паша], а я не хочу выключать свет, ничего же не видно, и [Ася с Олегом] рисуют, давай лучше включим". "Ага, очень интересно, [ребёнок накрошил пенопласт на пол], но ты же знаешь, что тебе теперь придётся пылесосить, да, очень досадно, но всё придётся убрать, ведь нам здесь ещё играть" (это такая крайняя степень директивности). Дети улыбаются и смеются 80% времени. Здесь (как и во всём ЦЛП) разговаривают так, как каждый бы хотел, наверное, чтобы с ним разговаривали (будь он взрослым или ребёнком).
И вот я уже вижу, как дети из первой картинки очень легко встраиваются в социум (хотя бы в российский). И я вижу, как детям из второй картины сложнее в нём существовать. И в том, и в другом варианте есть вроде позитивные и негативные моменты.
Дети в государственных садах такие же дети, как везде: они добрые, смешные, наивные, старательные и не очень, разные. Но в них почему-то воспитывают определённый вид общества, вид отношений с людьми, где каждый человек имеет слишком мало значения. И много чего ещё. Я просто люблю ЦЛП, хоть там и сложно тестировать детей для публикации, хоть там тебя и хватают за руку и срочно просят подменить что-то где-то зачем-то никто-не-знает-сейчас-разберёмся-ты-ведь-не-убегаешь, хоть я и сама выросла в государственном детском саду и пропитана философией гос.сада насквозь. Потому что мне кажется, очень важно иметь в виду, что человек - это очень много, это мысли, чувства, желания, представления, что он такой же, как я, хоть и очень другой. Какое-то вроде клише, но ведь мало кто так общается. Я вот только учусь.
Previous post Next post
Up