Начнем с того, что мне не везет с ударениями. Меня долго подкалывал отец в детстве, когда узнал, что я читаю «БонАсье» и «РишЕлье» с ударением не на последний слог. Это было очень горькое разочарование, потому что с переменой ударения родные персонажи стали какими-то чужими и нелепыми французскими дядьками. Вот и «БальгА», промелькнувшая случайно в разговоре коллег на работе, для меня оказалась открытием. Хорошо, что вовремя узнала и не успела опозориться, ляпнув «БАльга» прилюдно. Впрочем, неважно, как произносится это слово, я в любом случае обязана была туда попасть, поскольку лес, море и руины древнего замка - необходимый и достаточный критерий для любого путешествия. Электрички на майские праздники не ходили, и я поехала 117-м автобусом, тепло одевшись и загрузив в рюкзак провиант - бутерброды с сыром, маковую булку, полшоколадки (да, я всегда с любовью описываю все, что касается еды) и бутылку зеленоградской воды. Вокзальный кот, приносящий удачу, в этот раз не прошел мимо меня, а уселся рядом и поглощал колбасу, которую ему кидали ожидающие автобус граждане. Когда-то, в мой первый приезд в город, котяра меня проигнорировал, и весь день пошел наперекосяк. Но сегодня роршаховский узор на его спине явно обещал хорошее начало.
Автобус ехал мимо разных приятных и красивых мест, например, мимо кирхи в Ушаково, которую я загадала себе позже приехать посмотреть, так вышло, что посмотрела в тот же день (но об этом позже). Судя по картам в Интернете, мне предстояло пройти километров десять от остановки «Богдановка» до побережья. Меня несколько грызли сомнения, найду ли я нужную дорогу, но перепутать оказалось сложно: во-первых, дорога была только одна, во-вторых, рядом торчал указатель с надписью «Замок Бальга».
От путешественника только-то и требовалось, что переместить свою тушку из начала пути в конечный пункт. Птицы поют, цветы пахнут, в кустах кто-то шебуршит (возможно, лягушки). Исполинские деревья обнимают дорогу, извиваясь в шаманском танце.
Дорога спускается вниз и начинается брусчатка - на мой взгляд, это самый красивый и впечатляющий участок пути, с нависающими склонами, образующими коридор, покрытыми густой травяной настилкой, усыпанной мелкими белыми цветами. Снизу склонов то тут, то там торчат спирали папоротника, похожие на жезл волшебника, а наверху клубятся корни деревьев.
Эти корни привлекли мое внимание, и я полезла вверх по склону, а наверху обнаружился кусок старой стены, кусок металлической трубы (скорее всего водопроводной, а вовсе не осколок снаряда, как первым делом мне заявило разыгравшееся воображение) и остатки строения, провалившегося под землю и заваленного ветками. Естетственно, ни гильз, ни снарядов среди развалин не оказалось, только валялся диск от болгарки.
Пришлось вернуть свое тело и мысли на бренную землю, то есть брусчатку, и двигаться дальше. Впереди как раз показался железнодорожный переезд, кажется, станция Знаменка, а после переезда дорога была уже обычная - асфальтовая. Множество разных интересных растений по краям дороги не давали мне двигаться равномерно и прямолинейно - я пыталась фотографировать цветы, из которых было немало фиолетовых, похожих на шалфей, деревья, большинство из них остались неопознанными, с листьями красными, растущими в виде шаров или бутонов, или со спускающимися с веток подобно скрученным веревкам сухими лианами.
А вот и сюрприз, хоть пиши картину «Витязь на распутье». Про такое никто не предупреждал!
Выбираю поворот направо из-за лучшего качества асфальта и какого-то дурацкого стереотипа, что в лабиринтах нужно всегда поворачивать направо. Надеюсь, если я ошиблась, то пойму это раньше, чем прошагав много километров. Иду с подозрительным чувством, что надо вернуться назад, и верно: впереди шлагбаум. Военный городок.
Ожидаю, что из пришлагбаумного домика, покрашенного облупленной синей краской, выбежит охранник, чтобы воспрепятствовать и не пущать. Никого. Только чуть-чуть скрипят ворота. Прохожу дальше спросить дорогу. Тишина стоит мертвая, как будто пара домов с вывешенным бельем на балконах, несколько припаркованных машин, грядки и теплицы - только призраки, выжидающие, когда к ним забредет живая душа. Даже ни одной кошки не видно. Здесь явно не проходит дорога на Бальгу - мне придется вернуться. Левая дорога совсем разбитая, не завидую автомобилистам, которые еле-еле крадутся мимо меня, объезжая ямины. Впрочем, мои ноги тоже начали чувствовать усталость. Не отказалась бы сейчас от какой-нибудь лошади. Или, на худой конец, от ослика. Интересно, ослики умеют ходить галопом? За этими мыслями об осликах прохожу достаточно длинный отрезок пути до первого признака цивилизации.
Возле дома кто-то жжет костер, приятно пахнет дымом, а ближе к дороге стоит столик с какими-то банками-склянками, костями и подковами, и надписью «Сувениры из Бальги». Ага, значит, Бальга близко! Хорошо бы сделать привал, но мне пока не попадались места, куда можно было бы примоститься. Возле дома с сувенирами замечаю шлагбаум, перекрывающий заброшенный с виду проезд. Идея привала на шлагбауме оказалась провальной, потому что почти сразу приехали местные на машине и мне пришлось покинуть этот, впрочем, не такой уж и уютный, пункт отдыха. Прекрасно было бы найти большое бревно в стороне от дороги, но те бревна, что мне попадались, представляли собой целый микрокосм, покрытые разноцветным мхом, грибами, маленькими цветами, с медленно ползущими улитками и трилобитообразными жуками, слишком утонченная экосистема, чтобы я садилась на нее своей примитивной задницей. Поэтому я решила не выпендриваться и села на обочину, на траву под деревом с дуплом и прибитой к стволу табличкой «Дрова», и достала, наконец, свою провизию, и съела ее с большим аппетитом. Рядом останавливались люди на машинах и, принимая за местного корифея, спрашивали дорогу к Бальге. Я с важным видом указывала дорогу, про которую еще пять минут назад сама уточняла у настоящих местных, что спугнули меня со шлагбаума. После привала оставшиеся два километра до цели отмахались легко.
Замок представляет собой три полуразрушенные стены.
Кто-то из компании приехавших сюда рассказал, что еще совсем недавно стен было больше. Грустное впечатление от того, как время постепенно поглощает прошлое, и величие этого места уже с трудом можно почувствовать. Остатки крепости еще не сдались и охраняют вход с моря, дробят волны и служат романтичным фоном для фотографирующихся туристов.
Я с удовольствием поскакала по камням, залезла на еще один склон, вспугнула там утку (приношу ей свои извинения, не знала, что там был ее дом) и отправилась по дороге обратно. Путь от остановки до Бальги со всеми остановками, терзанием глючного фотоаппарата и блужданием холмам и кустам занял два с половиной часа. Было бы интересно засечь чистое время по дороге обратно, но я в самом начале поездки загадала, что обратно хочу ехать на попутке, и буквально через полчаса попутка объявилась. Двое хороших людей, приехавших из Таллина повидать родные края, Сергей и Николай, любезно предложили меня подвезти. Заодно заехали в Мамоново посмотреть местные достопримечательности (там есть парк с озером и руинами евангелистской церкви), в Ладушкино - в поисках забытой кепки и 900-летнего дуба, которому поклонялись пруссы, и в Ушаково, где удалось сфотографировать кирху и прогуляться по набережной, обустроенной владельцем местного ресторана.