Зашел разговор о европейских лоукостерах, "бюджетных" способах перемещения внутри Европы, вопросах экономии на авиабилетах и всяких мелочах. О том, о сем... Ну а как ему не зайти? Европа рядом, а иногда такое ощущение, что как минимум, она где-то в Африке. Посмотришь цены наших авиакомпаний, да и европейских регулярок, летающих к нам, и понимаешь, что перелет на самолете достаточно сильное испытание для кошелька. О том, что бы прокатиться на выходные куда-нибудь в Милан или Мадрид, речи не идет - средняя стоимость билета бьет под 300-400 евро. Много не накатаешься. Вот если бы подешевле, тогда было бы интереснее... И что характерно, выход есть. И называется он "лоукост". Компании-перевозчики без излишеств. В общем так, по порядку. Мои требования: хочу лететь на приличной "технике" - это раз; хочу, что бы безопасно; хочу не платить за то, что мне не обязательно в полете; готов поступиться сытным обедом в угоду удешевления билета - "бутербродики и сам сделаю"; минимум денег на перелет и телетрап с оркестром мне не нужен. Где взять такую авиакомпанию? Этих ребят, которые готовы дать экономить пассажирам, но при этом предложить им определенный уровень комфорта и безопасности в Европе несколько. Начнем с самого крупного и того, который интересует моих друзей больше всего - Ryanair.
Ну, во-первых, интересна сама история компании, что бы понять, почему на борту ее лайнеров можно хлопнуть пивка и умиротворенно проспать весь полет, не испытывая страха. В кратце: в 1985 году, три кренделя с фамилией Ryan - ирландцы - ничего не напоминает в названии авиакомпании? - прикупили 14-тиместный "Эмбраер" (самолет такой) и стали челночничать. За 5 лет своего бизнес-туризма, ребята перевезли 80 с копейками тысяч пассажиров и так и остались убыточными. Не остановило. Потом, дабы придать масштаб, они, спустя пяток лет, разжились первым Боингом 737-200. Полетели дальше подсчитывать убытки - ирландская упертость! А тем временем, в Европе доминировали национальные перевозчики, которые получали дотации от государства и тому подобное. Такой лафы ирландцам и не снилось - все за свои кровные, хрен кто даст халявы. В итоге, они добедствовались до того момента, когда в начале девяностых, пришли к выводу, что хватит благотворительности, пора сократить расходы на все. Одновременно - ну так вышло, за что их винить? - в Европе произошли законоизменения, позволяющие сторонним авиакомпаниям работать на сопряженном уровне с национальными перевозчиками... И тут началось. Оказавшись в нужное время в нужном месте, быстреннько сообразив, перцы открывают регулярку в европейские города и заказывают 45 штук Боингов 737-800. Далее, пытаясь занять доминирующие позиции, они вкладываются в интернет и он-лайн бронирование билетов, рискуя при этом частью пассажиров, готовых покупать билеты только через билетные кассы - выигрывают почти джек-пот! В 2000 году, за счет этого, прирост пассажиров не только не уменьшился, но и вырос почти на 75 процентов!
В 2001 году, они подтверждают заказ на 155(!!!!!!) самолетов Боинг-738, в 2003-ем еще 100 штук и 2005-ом еще 70!!!! Это не семечки на базаре!!! Каталожная стоимость каждого самолета 738, на вскидку, - найдете другое, тогда поправите - около 60 млн долларов. Более того, в процессе всех этих закупок, они попытались "съесть" Air Lingus", есть такая милая авиакомпании, но там вышла какая-то фигня с профсоюзами и ирладцев на этой волне прокатили. Итак, что на сегодня они имеют? А имеют они 256 самолетов Боинг 737-800. Изумительная техника! Первая машина этого класса "встала на крыло" у них 31 мая 2000-го года под серийным номером 29922, бортовой EI-CSG, а потом понеслось... Крайний - EI-ENZ - пришел 25 февраля этого года. Бишь на сейчас ему три месяца!
Уникальные люди, уникальные хозяева, создавшие крупнейший европейский лоукост "с колена". Во главу угла ставилась безопасность и минимум издержек на обслуживание воздушных судов. Поэтому средний возраст Боингов не прывашает 4-х лет - просто не долетывают до "тяжелых" форм ТО. Плюс грамотно составленное расписание, в результате которого, самолеты большую часть суток проводят в воздухе, принося, соответственно, прибыль. Это о технике. А на чем выигрываем мы, пассажиры? Мы выигрываем в цене. Если по умному спланировать перелет, то билет в оба конца может обойтись в полтинник европейских денег. Ну где такие подарки встретишь у "России" или "Аэрофлота"? Причем, это не единичные акции, а политика компании. Но в чем-то же должен быть подвох? И он есть. Ну, во-первых, купив билет, невозможно или крайней степени сложно вернуть его назад, если вдруг передумал. Во-вторых, ограничение по весу багажа - 10 кило и ни грамма больше. За перевес плати и не мало. В-третьих, и на мой мой взгляд, это самый существенный недостаток - аэропорты. Объясняю: например рейс Лаппеенранта - Дюссельдорф. Дружно хлопаем в ладоши от привалившей халявы, а потом к стоимости билета плюсуем стоимость автобусного билета до самого Дюссельдорфа, если он является конечной точкой маршрута, конечно. Потому как прибывает рейс не в тот Дюссельдорф, про который все подумали, а в Дюссельдорф-Weeze, который в 50 километрах от настоящего. Любителям макарон будет не лишнем узнать, что Милан "по-рейнаировски" это Милан-Бергамо, а не Мальпенза. А желающим попрактиковаться во фламандском и посмотреть на штаб-квартиру Евросоюза, надо припрятать денежку на проезд из Шарлеруа до центра Брюсселя, потому как пешком переть 45 километров нудновато. Спросите, а на хрена такие сложности? Ответ прост - в этих аэропортах, а некоторые из них вообще бывшие военные, маленькие аэропортовские сборы, типа на взлет-посадку, дешевле стоянка самолета в аэропорту. Экономия на всем, кроме безопасности, помните?.
Плюс, в редких случаях, вам удасться сойти по трапу и наверняка никогда самолет не поставят "под рукав" - 738-е оборудованы собственными трапами. Как на фотке слева - встраиваемая такая лесенка, убирающаяся под дверь в специальную нишу. Опять экономия. Что-то купить в полете - отдельная плата. Скоро будут брать плату за пользование туалетами на борту - это не шутка! А еще шаг кресел уменьшен, что бы побольше этих кресел поместилось в самолете и значит побольше пассажиров напихать) Скромненько и со вкусом. Поэтому, если вы собираетесь лететь Ryanair, то к таким примочкам надо быть морально и физически готовым. Понятное дело, что с таким подходам к экономии, ирландцы никогда на этом свете не будут летать из Питера или Москвы, так как запросто обанкротят милые нашему сердцу пулковские и аэрофлотовские авиалинии. Поэтому они подбираются ближе к нашим границам - до Лаппеенранты от границы 59 км и там еще до Питера 140. Добраться до аэропорта проблем нет - трансфер организован достаточно четко, да и просто на машине недалеко, кто б отвез. Плюс границу ЕС вы проходите в Финляндии). Для страдающих авиафобией и нелетающих трезвыми по этому поводу, скажу одно - а) за всю свою летную историю компания не убила ни одного пассажира и б) летать пьяным на их рейсах чревато попаданием в "черный" список. Короче, делайте выводы сами,
изучайте их сайт, нажав сюда, а как ловко и правильно
заказать билеты, расписано вот здесь. Информация дана как нельзя проще, главное от радости не наделать ошибок при оформлении. Пользуйтесь и делитесь впечатлениями от поездок.