Майя прошлого

Oct 04, 2013 08:00

Когда мне нужны искры поводов, я заглядываю к тем, кто заглядывает ко мне. Иногда в разных местах попадаются нити одного узора.

- Монах на вопрос о краткой сути буддизма ответил вопрошавшему "тебя реально нет".

Можно согласиться с монахом, ведь человек, даже если захочет, в себе разглядит только поверхностный слой. Большая часть личности остается скрытой в подсознании. И даже эта незначительная видимая часть "я" замутнена чужими оценками, своими потребностями, толкотней предубеждений - не человек вовсе, а несуществующий образ, миф. Конечно, я где-то есть, да. Но никогда себя не видел, принимаю что-то другое за себя. Несколько кусков памяти и планов, слепленные переменчивым настроением. Активен один из наборов поведенческих алгоритмов. Прическа. Свет. Камера. Мотор. Начали!

И вместо других мы видим какое-то отражение в мутном зеркале своего восприятия. Плюс грубый рисунок прогнозов поверх. Мы не имеем дела с реальными людьми, даже не встречаемся с ними. Чем лучше знаем кого-нибудь, тем виртуальней его образ, тем дальше он от человека. Чем проработанней детали песочного замка, чем больше одобрения ожидаем за проделанную работу, тем больнее потеря, когда при сильном ветре дотянутся волны реальности.

- Людям достаточно показать несколько свойств, они не полезут дальше, остальное додумают сами. Странно.
- Нормально. Никто не умеет иначе. Кто-то меня воспринимает как набор из десятка свойств и не хочет лезть дальше. И я себя воспринимаю как набор из сотни свойств и не могу залезть дальше. Мне кажется, что нет принципиальной разницы между этими двумя случаями.
- Тебе кажется.

Если вокруг все образы недостоверны, то долгоиграющие обиды не имеют смысла. Можно посмотреть на давнего обидчика и попробовать понять, что это не я обижаюсь на коллекцию былых его проступков, а обида стала одним из моих временных свойств и поддерживает сама себя. И не негодяй это, а несколько свойств, плоский образ, не имеющий отношения к реальности. Если сдуть дым аффекта и посмотреть на обидчика как на незнакомого человека, то появится совершенно другой образ, среди свойств которого есть множество приятных и даже вызывающих сочувствие.

Страх перед несуществующими зрителями, стыд признания ошибки, внутренний протест против чего-то... Что мешает отбросить застарелую, никому не нужную обиду?

психогигиена

Previous post Next post
Up