Предыдущий пост на тему "N шагов к любви -
травмы" содержал несколько важных мыслей. Попробую пересказать их другими словами и короче. А также немного дополнить. Отдельные мысли пронумерованы, чтобы легче было ссылаться на них в комментариях, если кому-то захочется обсудить или выразить свое несогласие.
- Быть любимым необходимо детям. Любовь помогает почувствовать безопасность окружения, иначе ребенок не начнет изучать мир.
- Ребенок учится на примерах. Игры детей подсказывают, чему они учатся - обычно это проработка шаблонов поведения, подсмотренных в окружающем мире.
- Недостатки ребенка - недостатки окружающих его. Бесполезно воспитывать, взывать к логике - этим можно добиться только нездорового раннего взросления.
- Травмы родом из детства это не столько огорчение прошлым, сколько страх перед будущим - "я не знаю что мне делать".
- Травма исчезнет, когда будут получены навыки для самостоятельной жизни. Исчезновение страха перед будущим примиряет с любым прошлым.
- Травма - не было авторитетных взрослых, или они не захотели, или они не смогли показать пример навыка необходимого для самостоятельной жизни. Поэтому травмированный склонен обвинять кого-то из своего прошлого в грядущих неудачах.
- Исцелиться чужой любовью невозможно, как невозможно навсегда напитаться теплой одеждой или хорошей погодой.
- Безопасность - условие для реализации других потребностей, а не самостоятельная сущность. Такими же условиями являются наличие запаса сил или настроение, еда в желудке или пригодный для дыхания воздух. То, чем можно временно насытиться, чтобы проявились настоящие потребности.
- Эволюцией обусловлены психологические потребности человека - узнавать новое, создавать новое, любить.
- Взрослая потребность - любить. Травма - не научился любить. Уметь любить это не "чувствовать в определенных условиях", а "уметь выражать". Я хочу любить, но не знаю как.
- На распространенности этой проблемы основана распространенность домашних любимцев - их любить легче, чем людей.
- Это же верно для любых эмоций - если не умеешь свободно смеяться, то будешь сдерживать себя и укорять громко смеющихся.
- Травмированный взрослый может научиться любить. Но у взрослого естественный детский механизм обучения уже блокирован. Поэтому для любого обучения нужно прикладывать целенаправленные усилия. Изучать, анализировать, систематизировать, практиковать.
- Список "сто" - хороший способ проработки. Сколько вы знаете способов выражать свои чувства?
- Ожидания детей подсказывают, как можно проявлять любовь. Труды педагогов могут помогать травмированным взрослым.
- Любовь это чувство, его невозможно отдавать. Отдавать можно служение или верность - это не любовь. Свита короля это не король.
- Не верно пытаться выразить свои чувства услугами. Доказано многократно - не поймут, не оценят, не заметят, не запомнят.
- Решать за партнера - не значит оказывать ему покровительство, защиту.
- Поучать, воспитывать, взывать к логике, заботясь о будущем - не значит проявлять любовь.
- Ничего не делать, пока не попросит - не вежливость, а безразличие.
- Нужно интересоваться жизнью, отслеживать появление проблем, в которых ребенок или травмированный взрослый боится не справиться - и только в этих случаях предлагать помощь. Своевременность вмешательства - фундамент заботы.
- Если какое-то событие вызвало всплеск эмоций, нужно разделить их, попытаться прочувствовать их вместе - ребенку или травмированному взрослому нужен зримый пример того, как правильно с этими эмоциями справляться, на этом основан принцип сочувствия, несущего облегчение, помогающего справиться с любым горем или радостью.
- По окончании, не раньше окончания эмоционального всплеска нужно спокойно обсудить или хотя бы проговорить вслух произошедшее. Упорядоченный опыт ценнее на порядок.
- Умеющий выражать любовь может не использовать этот навык и даже потерять его. Наличие любящих родителей не гарантирует появление любящих потомков. И никого не любящие родители гарантируют воспитание травмированного потомка.
- Любить можно без взаимности, любовь самодостаточна, не требует ничего от любимых.
P.S. Я про поэтов
спрашивал. Владимир Леви когда-то дал примерный ответ:
Любовь измеряется мерой прощения. Привязанность - болью прощания. А ненависть - силой того отвращения, с которым мы помним свои обещания.