Дополнение к травмам

Feb 24, 2012 08:00


Предыдущий пост на тему "N шагов к любви - травмы" содержал несколько важных мыслей. Попробую пересказать их другими словами и короче. А также немного дополнить. Отдельные мысли пронумерованы, чтобы легче было ссылаться на них в комментариях, если кому-то захочется обсудить или выразить свое несогласие.
  1. Быть любимым необходимо детям. Любовь помогает почувствовать безопасность окружения, иначе ребенок не начнет изучать мир.
  2. Ребенок учится на примерах. Игры детей подсказывают, чему они учатся - обычно это проработка шаблонов поведения, подсмотренных в окружающем мире.
  3. Недостатки ребенка - недостатки окружающих его. Бесполезно воспитывать, взывать к логике - этим можно добиться только нездорового раннего взросления.
  4. Травмы родом из детства это не столько огорчение прошлым, сколько страх перед будущим - "я не знаю что мне делать".
  5. Травма исчезнет, когда будут получены навыки для самостоятельной жизни. Исчезновение страха перед будущим примиряет с любым прошлым.
  6. Травма - не было авторитетных взрослых, или они не захотели, или они не смогли показать пример навыка необходимого для самостоятельной жизни. Поэтому травмированный склонен обвинять кого-то из своего прошлого в грядущих неудачах.
  7. Исцелиться чужой любовью невозможно, как невозможно навсегда напитаться теплой одеждой или хорошей погодой.
  8. Безопасность - условие для реализации других потребностей, а не самостоятельная сущность. Такими же условиями являются наличие запаса сил или настроение, еда в желудке или пригодный для дыхания воздух. То, чем можно временно насытиться, чтобы проявились настоящие потребности.
  9. Эволюцией обусловлены психологические потребности человека - узнавать новое, создавать новое, любить.
  10. Взрослая потребность - любить. Травма - не научился любить. Уметь любить это не "чувствовать в определенных условиях", а "уметь выражать". Я хочу любить, но не знаю как.
  11. На распространенности этой проблемы основана распространенность домашних любимцев - их любить легче, чем людей.
  12. Это же верно для любых эмоций - если не умеешь свободно смеяться, то будешь сдерживать себя и укорять громко смеющихся.
  13. Травмированный взрослый может научиться любить. Но у взрослого естественный детский механизм обучения уже блокирован. Поэтому для любого обучения нужно прикладывать целенаправленные усилия. Изучать, анализировать, систематизировать, практиковать.
  14. Список "сто" - хороший способ проработки. Сколько вы знаете способов выражать свои чувства?
  15. Ожидания детей подсказывают, как можно проявлять любовь. Труды педагогов могут помогать травмированным взрослым.
  16. Любовь это чувство, его невозможно отдавать. Отдавать можно служение или верность - это не любовь. Свита короля это не король.
  17. Не верно пытаться выразить свои чувства услугами. Доказано многократно - не поймут, не оценят, не заметят, не запомнят.
  18. Решать за партнера - не значит оказывать ему покровительство, защиту.
  19. Поучать, воспитывать, взывать к логике, заботясь о будущем - не значит проявлять любовь.
  20. Ничего не делать, пока не попросит - не вежливость, а безразличие.
  21. Нужно интересоваться жизнью, отслеживать появление проблем, в которых ребенок или травмированный взрослый боится не справиться - и только в этих случаях предлагать помощь. Своевременность вмешательства - фундамент заботы.
  22. Если какое-то событие вызвало всплеск эмоций, нужно разделить их, попытаться прочувствовать их вместе - ребенку или травмированному взрослому нужен зримый пример того, как правильно с этими эмоциями справляться, на этом основан принцип сочувствия, несущего облегчение, помогающего справиться с любым горем или радостью.
  23. По окончании, не раньше окончания эмоционального всплеска нужно спокойно обсудить или хотя бы проговорить вслух произошедшее. Упорядоченный опыт ценнее на порядок.
  24. Умеющий выражать любовь может не использовать этот навык и даже потерять его. Наличие любящих родителей не гарантирует появление любящих потомков. И никого не любящие родители гарантируют воспитание травмированного потомка.
  25. Любить можно без взаимности, любовь самодостаточна, не требует ничего от любимых.

P.S. Я про поэтов спрашивал. Владимир Леви когда-то дал примерный ответ:
Любовь измеряется мерой прощения. Привязанность - болью прощания. А ненависть - силой того отвращения, с которым мы помним свои обещания.

психология, психогигиена, N шагов

Previous post Next post
Up