N шагов к любви - мимо страхов и стыда

Nov 17, 2011 08:00


Есть разные реакции нашей психики на происходящее в окружающем мире. В ответ на какие-нибудь события в окружающем мире из глубин подсознания приходят разные ощущения. Иногда мы от них отмахиваемся, игнорируем, преодолеваем, усилием воли загоняем поглубже, но с течением времени они становятся сильнее и ждут малейшего повода, чтобы снова вынырнуть на поверхность. Эти ощущения не являются следствием наших мыслей, мы не можем контролировать их появление, они пытаются вмешиваются в наше поведение, нам трудно дается их преодоление. Какие бы то ни было ощущения - часть нас самих, не следует бороться против своих частей, преодолевать их. Лучше понять их природу, чтобы правильно использовать их, устранять настоящие причины неприятных ощущений или чувств и не мешать появлению приятных.

Если из подсознания приходит что-то ощущаемое на сознательном уровне, то следует четко понимать - это сигналы и настроения, которые призваны подсказать сознанию то, о чем это сознание не догадывается или не хочет замечать. Сигнал о чем-то важном и настроение с эмоциональной окраской, подсказывающее направление для нужных действий. При появлении эмоционально неприятных ощущений мы осознанно начинаем искать причину, чтобы устранить её. При появлении приятных мы пытаемся продлить их действие и позже попытаемся повторить то, что считаем причиной. Проблема в том, что связь между подсознанием и сознанием посредством эмоций весьма несовершенна, поэтому мы часто ошибаемся, неправильно трактуем сигналы. И поэтому неприятные ощущения сопровождают нас до конца жизни, а приятных удручающе мало.

Какие вы знаете неприятные эмоции? Существуют разные классификации, предложу упрощенный вариант из трех веток:
- раздражение, злость, гнев/обида, ненависть;
- опасения, страх/смущение, ужас/стыд;
- печаль, меланхолия.
Здесь перечислены не все возможные неприятные эмоции, а только три ветви болезненных, в природе которых лежат серьезные ошибки. Здесь не упоминаются многочисленные оттенки и комплексные чувства. Забавно, что в ряду приятных ощущений будет только одна радостная ветка. И это нормально - здоровье бывает только одно, зато болезни бывают разные.

Кстати, агрессия не является переживанием, это всего лишь обозначение процесса силового воздействия, поэтому в данный список она не включена. Вообще можно по-разному толковать приведенные здесь слова, так что агрессия станет всего лишь синонимом злости или гнева, либо антонимом страха, но здесь термины определены не для семантических игр, а с определенными логикой границами, поэтому словари можно не трогать. Биохимические отклонения и достижения томографии тоже не хочу сейчас упоминать, рассмотрим нечто усредненное. Желающие более сложных моделей могут в избытке найти их самостоятельно ( рекомендую эту, причем с комментариями).

Первая ветка "злобы" уже рассмотрена в прошлом посте, был сделан вывод о неправильном целеполагании. Когда подсознание начинает намекать на необходимость повторных поисков причины неприятностей, если мы на сознательном уровне отказываемся замечать что-то нам сильно мешающее. И чем больше мы будем упорствовать в своих заблуждениях, тем эмоции будут неприятнее и сильнее. Вторую ветку "страха" рассмотрим сегодня, и по ходу растолкуем использованные термины.

Опасение - предсказанная логикой возможная опасность. Опасения отличаются от прочих мыслей тем, что несут отметку важности, сразу после своего появления они вызывают реакцию "внимание, неприятность на горизонте". Опасность подразумевает получение какого бы то ни было ущерба. Одной из разновидностей ущерба может являться боль, но бывают и другие - мы опасаемся потерять что бы то ни было хорошее, ценное для нас. Еще одна разновидность ущерба - потеря части или всего себя, от урона мировоззрению, нарушения жизненных принципов до смерти с последующей неизвестностью. Опасение приглушает другие эмоции, высвобождая ресурсы на поиск решения наметившейся проблемы, поэтому невозможно чего-то опасаться и при этом полноценно радоваться. У негодяев радости просты и недолговечны.

Как и прочие наши мысли, опасения уходят в подсознание и начинают жить там своей жизнью. Они оседают в подсознании, незаметно исчезают или умножаются, сливаясь, перемешиваются и разделяются, а в итоге приводят к реакциям страха или смущения. И страх, и смущение это эмоционально окрашенное чувство опасности, которая уже вот-вот может наступить. Подсознание не руководствуется логикой, поэтому в кинотеатре при неожиданном повороте сюжета мы может жутко перепугаться, хотя фильм нас вроде бы никак не касается. Очень сложно сказать, какие именно логические опасения приводят к той или иной реакции страха, поскольку опасения начинают накапливаться в детстве и развиваются на протяжении всей жизни. На наши эмоции прямо влияют поступки наших воспитателей и особенности культуры, о которых мы на сознательном уровне не помним или считаем их несущественными.

На стадии страха или смущения мы чувствуем себя скованно, поскольку получаем от подсознания противоречивые команды, так что ресурсы мозга уходят не столько на борьбу с врагом, сколько на поиск настоящей причины страха. Если вы отчаянно боитесь пауков или мышей, то в момент страха вы испытываете неприятные ощущения от внутреннего конфликта, а не от картинки перед глазами или архаических страхов, якобы записанных в ваших генах. Скованность и провалы в логике - главные признаки страха или смущения. Мы понимаем, что нужно что-то сделать, но не понимаем что именно, поэтому на всякий случай перестаем делать что бы то ни было.

Страх может перерасти в ужас, смущение может перерасти в стыд. Ужас и стыд это переживание опасности, которая уже наступила, в момент получения ущерба, ожидавшегося ранее. Я могу упасть - это страх, я лечу - это ужас. Я могу облажаться - стесняюсь, я облажался - мне стыдно. При наступлении ужаса или стыда пропадает скованность, присущая страху или смущению, возможно включение режима "паника", выброс адреналина и прочие спецэффекты, поскольку уже не до опасений, цели изменились, теперь помимо происходящих неприятностей действует совершенно другой набор гораздо более значительных, но все же других опасений. Впрочем, скованность может остаться, если новый набор опасений снова причиняет страх, но это будет другая скованность, она будет ограничивать немного другой набор действий.

Обратите внимание на этот момент - страх никогда не сковывает всё, он ограничивает только часть ваших возможностей, ограниченный набор действий. Например, вы боитесь выйти на сцену к микрофону, потому что голос изменит, или споткнетесь, или зал засмеется - вы стесняетесь, вам трудно сделать шаг и сказать хотя бы слово, но при этом вы с легкостью можете подбросить монетку, перезавязать шнурок или сплюнуть через плечо. Начните делать хоть что-нибудь, уверенное совершение посторонних действий помогает восстановить душевное равновесие, так что вы сможете сделать самый трудный первый шаг.

Начните делать хоть что-нибудь - это один из самых популярных способов преодоления страха. К сожалению, он не устраняет причину, но в случае страха нам обычно достаточно сиюминутной победы. Потому что по мере накопления этих сиюминутных побед изменяются и плавающие в подсознании гроздья опасений, так что повторно возникающий страх будет слабее - несбывшиеся опасения ослабевают. Верно и обратное - по мере накопления проигрышей подтвержденные опасения будут усиливаться, приводя к более сильным страхам, но обычно мы боимся напрасно, опасения производятся с избытком, на всякий случай, сбываются крайне редко.

Страх не исчезнет до конца, поскольку вы не нашли и не устранили его причину, но он станет слабее, вы сможете с ним бороться. Начните делать хоть что-нибудь. Только не занимайтесь самообманом - сосредоточьтесь на попытке собраться с силами, успокоиться и сделать первый ведущий к цели шаг. Нет задачи отложить его или выполнить по команде на "раз-два-три" или "три-четыре". Иначе вы будете бесконечно повторять это "хоть что-нибудь", но так и не приблизитесь к преодолению последствий страха, скорее невроз заработаете. Если не получается сделать первый шаг, то остается искать настоящую причину возникающих неприятных ощущений.

Кроме последствий у страха есть причины. Те самые, которые трудно найти. Опасения срабатывают на нечто видимое, но мы боимся не чего-то перед глазами или в нашем воображении, на самом деле всегда мы боимся потерять нечто иное, ценное для нас. Так страх и последующий ужас подразумевают опасность во внешнем мире - ущерб физический или социальный. Можно волевым усилием перебороть страх и ужас, приняв ущерб как легко возмещаемый или оценив шанс опасности как маловероятный. Это поможет получить удовольствие от победы или адреналинового выброса, но само по себе преодоление страха не является удовольствием. И силовое преодоление страха подразумевает игнорирование собственных ощущений, что впоследствии чревато разбалансированностью сердечно-сосудистой системы.

Чем страх отличается от смущения? Смущение и последующий стыд подразумевают опасность для психики, неделимого "я". Здесь обычно не получается пожертвовать теряемым, принять ущерб как легко возмещаемый, изменение даже части "я" воспринимается как нечто равнозначное его смерти. Волевое преодоление стыда является насилием над собой, так что победа не приносит облегчения. Преодоление стыда не несет радости, ломает психику и вылезает неприятными боками в будущем. Правильным поступком будет разглядеть ценность, за которую мы боимся, и поработать над её защитой.

Причины страхов и смущений можно условно разделить на прямые и ассоциативные. Проще всего с прямыми, когда сразу можно вычислить, что именно ценного может пострадать. Например, боязнь высоты - мы не боимся этой высоты и даже не боимся свалиться, но боимся последствий падения. Не хотим разбиться, потому что не хотим заполучить сильную боль или расстаться с жизнью. И главное - не доверяем своему телу, поэтому оцениваем возможность падения как весьма вероятную. Скорее всего у нас есть яркий опыт получения ушибов или даже переломов, весьма вероятно наличие неуклюжести и опыта внезапного помутнения или даже потери сознания. Заставлять себя на деревянных ногах приближаться к краю крыши или с дрожащими руками вылезать на перила моста - не верный и опасный прием, не дающий желаемого результата. Чтобы страх перед высотой ослабел, нужно разобраться с телесными проблемами. Также поможет получение опыта ярких положительных эмоций, связанных с высотой.

С ассоциативными страхами сложнее - они срабатывают не при угрозе чему-то ценному, а в условиях чем-то похожих на ситуацию угрозы чему-то ценному. Например, испуг приключился от залаявшей рядом собаки. Собаку бояться странно - она мелкая, максимум штаны надорвать сможет или поцарапать слегка. И вряд ли бешенством болеет - ошейник и хозяин рядом есть. Бесполезно пытать себя, чтобы узнать, чего же мы в данном случае забоялись. И вряд ли получится понять, за что мы опасаемся в данном случае. По логике вещей сильно не пострадает ни гордость, ни кошелек, ни запасы времени, хотя эффект от испуга такой, словно рядом рояль с неба свалился. Проследить хитросплетения опасений в подсознании не всегда получается с первой попытки. И с десятой не всегда. Приходится нудно наблюдать за разными сигналами, искать между ними общее, делать и проверять предположения. Скорее всего выяснится, что испуг также приключается при любом неожиданно раздавшемся громком звуке, а неприязнь именно к собакам вторична. А если в процессе наблюдений добавится настороженность при резко начинающих быстро двигаться предметах неподалеку, то корни страха могут найтись в районе болезненной нехватки контроля над окружающим миром и собственной жизнью.

Страшно? Или отчаянно стесняетесь? Ноги ватные, уши горят, язык не подчиняется... Замените "чего я боюсь" на "за что я опасаюсь". Спросите себя - а что будет если приключится то, чего я боюсь? Что именно я потеряю в результате? Только не нужно пытаться обесценивать появляющиеся варианты - так страх не лечится. Даже если сказать себе, что смерть не страшна, это нисколько не поможет выскочить из окопа под вражеские пули. Если мы за это опасаемся, то это для нас однозначно ценное имущество. Обесценить его - заняться самообманом, что само по себе не здраво и не даст никакого полезного результата. Лучше попытаться понять - чем именно ценно то, за что мы опасаемся, и что именно угрожает этой ценности?

И еще раз хочу напомнить, что в борьбе со страхами очень сильно помогает чистая совесть, уверенность в собственной правоте. Которую, разумеется, нельзя путать с принципиально невозможной непогрешимостью. Каждый раз, когда вы нарушаете какие бы то ни было правила, кривите душой, хитрите и выгадываете, вы роняете в глубину подсознания очередное крупное опасение того, что ваш обман будет раскрыт. У таких опасений очень длинный срок службы и крупные неприятности на прицеле, поэтому разнообразные страхи будут всплывать все чаще и сильнее, цепляясь ассоциациями за все подряд. Мелкая выгода от нечестных выигрышей с головой перекрывается последующими неприятными эмоциями. И не только ими, разумеется, но сейчас речь шла про разнообразные страхи.

психология, психогигиена, N шагов

Previous post Next post
Up