22я глава начинается с откровения того, что Бог может искушать. Мне казалось это исключительно стезь Сатаны.
22-1. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам!
22-2. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Веселенькое дело, доложу я вам. Кто бы мне такое сказал. Верующие могут сказать - Бог испытывал Авраама. Но представьте себе, что однажды ночь. вы услышите глас Божий, который вам скажет сделать тоже самое. Что вы сделаете? Сожгете своего ребенка? Которого рожали, кормили, растили, воспитывали? А вдруг это не глас был, а начальная стадия шизофрении? А если глас услышал ваш супруг(а)? И на ваших глазах собирается сжечь ребенка? Вы поверите что он(а) действительно слышал(а) голос Бога и это всего лишь испытание веры в него? А если Он(Бог) решит что более угодно сжечь ребенка и не остановит процесс? Тут уж Он точно дает 100 очков форы Сатане.
Кстати, пока про него не встретил ни слова в Библии. Интересно также бы узнать кто он и откуда.
23я глава грустная. Сарра умирает и Авраам ее хоронит.
В 24й глава описывается поиск невесты для Исаака, сына Авраама. Ничего необъяснимого. Только вот непонятно почему Ревекка, невеста Исаака, при первом знакомстве с женихом покрылась. Прям как мусульманские женщины.
24-65. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
25я глава начинается со свадьбы. Кого бы вы думали? Исаака? Нет Авраама. Видимо тогдашние мужчины были еще ого-го. В очередной раз нарушая Божий лимит в 120 лет, Авраам женился будучи уже старше 120 лет. А умер он в 175 лет, сделав еще 6 детей молодей жене.
25-1. И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру.
25-2. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.
Под конец главы, хитрый Иаков, сын Исаака, обманул своего брата, Исава, и выкупил у него первородство за хлеб и чечевицу. Не понятно как можно продать первородство. Это факт. Уступить трон, если ты царь - это объяснимо. Но если ты уже родился первым, то заново родиться вторым ты уже не сможешь. И с чего Исав решил что он умирает? Он просто пришел с поля усталым.
25-29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.
25-30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
25-31. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.
25-32. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
25-33. Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.
25-34. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
В 26й главе Исаак продолжил славную традицию отца, и, поселившись в Гераре, выдал свою жену Ревекку за свою сестру.
26-7. Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.
Такой страх, передающийся из поколение в поколение, может только объясняться традициями местных народов убивать мужей красивых жен. Надо будет запомнить и обобщить факты другисх источников. Пока это кажется несколько нелогичным. Особенно позиция Авраама и Исаака. Они что, собирались выжить и смотреть как их жены удовлетворяют чужих мужчин притворяясь братьями?
С другой стороны все цари, коим выпало испытание прелестями жен Авраама и Исаака страшились факта совокупления с женой при живом муже:
26-10. Но Авимелех сказал : что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.
Такие образом, зачем, идя к народу, который считает за грех даже совокупление с чужой женой, скрывать статус своей жены? Убийство мужа еще более тяжкий грех.
Заканчивается глава фактом многоженства:
26-34. И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;
26-35. и они были в тягость Исааку и Ревекке.
Вот это уже интересно. Получается это не грех, за который может покарать Господь?
Если уж так в тягость иметь две жены, почему нельзя было двольствоваться одной?
В следующей, 27й главе, разворачивается нешуточная интрига. Мать (Ревекка), подготоваривает своего сына (Иакова) обмануть отца (Исаака) и брата (Исава) чтобы получить благослование Исаака. Обман удался и Иаков получил благословение отца.
Причиной всего этого оказывается недовольство невестками:
27-46. И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?
Если объяснение насчет невесток вполне понятно, то развитие мысли Ревекки заставляет задуматься. Как связано благослование Исаака с тем, что она не хочет чтоб Иаков также, как и его брат женился на дочерях Хеттейских? Никто его вроде бы и не заставлял на них жениться. Где связь?
Глава 28я.
28-1. И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских…
Кто-нибудь понимает что происходит? Исаак, так расстроившийся в 27й главе, что Иаков вероломно обманул его и брата, второй раз благословляет его!!! И дополнительно заповедует не брать в жены дочерей Ханаанских (скорее всего это те же Хеттейские, только названы по другому), как просила его жена, соучастник обмана.
Как такое могло произойти? Только в том случае, если Исаак простил их обман. Но об этом не говорится ни слова.
Разматывая дальше нить повествования этой главы, можно только восторгаться как оригинально ответил Исав на козни матери и брата:
28-8. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;
28-9. и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих.
Гениально! Вместо убийства брата, как он грозился ранее, он обзавелся еще двумя женами. Итого четыре. Мужик. Уважаю.
Исава уважаю, а поступок Бога в этой главе далее не понимаю:
28-13. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
28-14. и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные…
Как Бог может покровительствовать Иакову? Обманщику, дважды обманувшего брата и единожды отца.
29я глава примечательна еще одной интригой, на этот раз приключившейся с Иаковом. Вот уж действительно, не копай яму другому.
Обманул Иакова его же родственник (Лаван), у которого он сватал дочь.
29-23. Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней Иаков.
29-25. Утром же оказалось, что это Лия. И сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?
29-26. Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей…
Наверное это все таки наследственное. Да и как можно было перепутать дочек? Вроде не однояйцевые близнецы были. По ходу, не Лия была слаба глазами, как написано, а Иаков.
Ну и далее мы снова видим факт многоженства:
29-28. Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И Лаван дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.
До брата с его четырьмя женами Иаков конечно не дотянул, но на двух все таки женился.
30я глава начинается в жанре любовного триллера. Помимо того, что обе жены спят с Иаковом, они отдали своих служанок в сексуальное рабство мужу. В итоге у Иакова оказалось 7 детей от Лии, 2 от служанки Лии, 1 от Рахиль и 2 от служанки Рахиль.
Заканчивается глава же опять обманом. Иаков, наверное решил отомстить тестю за то, что он подсунул ему старшую сестру вместо Рахиль и договорился о разделе скота.
30-32. Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне.
Казалось бы, что тут такого? Так посмотрите что сделал наш юный Мичурин:
30-37. И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,
30-38. и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями.
30-39. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.
30-40. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.
30-41. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.
30-42. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову.
Просто чудеса скрещивания! Какие там еще гены, хромосомы? Ставь прутики перед носом и дело в шляпе. Как задумаем завести второго ребенка, будем ставить в спальне пару фотографий - Бредда Пита и Анжелины Джоли.
Ну а про хронический обман со стороны Иакова я уже молчу. по Библии выходит что обманом богатеть не только можно, но и нужно:
30-27. И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.
30-43. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.
Это все о Иакове. Обманывайте, богатейте, и будет с вами благословение Божие.
Теперь понятно чем руководствуются Березовский, Ходорковский, Гусинский, Абрамович, Фридман и иже с ними. По Божески живут люди...
Но все до поры до времени. В 31 глава, чтоб не сесть как Березовский на шесть лет в колонии общего режима, Иаков собрал пожитки, жен и дал деру.
31-1. И услышал Иаков слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.
31-2. И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.
31-17. И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов,
31-18. и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.
Вот так вот. Сейчас жены уходят к мамам, а раньше мужья уходили к папам...
Следующая строчка несколько смутила:
31-19. И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.
То что, дочь оказалась воровкой и похитила идолов отца уже как то не смущает. Начинаешь привыкать что все либо воруют, либо обманывают. Но что за идолы и откуда? Лаван был братом Ревекки, матери Иакова. Еще до того, как она вышла замуж за Исаака они верили в единого Бога:
24-50. И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго…
Тем интереснее звучит его высказывание, когда он догнал Иакова:
31-30. Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?
и тут же, чуть позже он опять обращается к единому Богу:
31-50. если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.
Кто-нибудь может объяснить как это могло получиться? Как можно верить в единого Бога, обращаться к нему и в то же время иметь идолов других богов?
Дальше ничего необычного. Когда тесть догнал Иакова, Бог вступился за обманщика:
31-29. Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого.
А Рахиль, боясь расправы, утаила улики вовремя обыска:
31-34. Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.
31-35. Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашел идолов.
Обман, снова обман. И кого? Родного отца.
Но, слава Богу, все закончилось миром, жертвоприношением Богу и счастливым расставанием:
31-54. И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и ночевали на горе.
31-55. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место.
Часть5