После катастрофы Як-42 и гибели ХК «Локомотив», на этот самолёт начали выливать тонны грязи. Не кто-нибудь, а президент Медведев на совещании по расследованию катастрофы в Ярославле вынес приговор отечественному гражданскому авиастроению:
«Я не хочу предвосхищать результаты следствия, технического и юридического расследования. Тем не менее, из этих результатов должны быть сделаны надлежащие выводы. И эти выводы должны быть положены в основу тех решений, которые будут приняты, включая вопросы радикального изменения ситуации в области гражданской авиации, приобретения современных транспортных средств, даже несмотря на то, что это большие затраты для бюджета, очень большие затраты. Причём безотносительно к стране происхождения этих транспортных средств… И по этой проблеме правительству придётся, видимо, принимать очень непростое решение, потому что дальше так невозможно, с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя. Это очевидно, мы должны поддерживать своих. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей".
Ах, как это верно... У нас всегда так и заканчивается. Произошёл теракт в Беслане? Увольняют не руководство МВД и ФСБ, а отменяют выборы губернаторов и депутатов Госдумы по одномандатным округам. Коллапсируют обесточенные аэропорты, тонут речные корабли и падают самолёты? Увольняют не министра транспорта, а решают «отжать» «Домодедово», сократить число авиакомпаний и, заодно, вообще похоронить отечественный авиапром.
Да, конечно, количество потерянных самолётов (по сравнению с общим числом выпущенных единиц) у многих отечественных моделей выше, чем у иностранных аналогов:
Однако если присмотреться, разница - в сотых долях процента. А не в десятки процентов, как, может быть, кто-то заблуждается. Это означает, что советский авиапром производил вовсе не такую уж рухлядь. Как следует из этой диаграммы, статистика потерь, например, по Ту-204, Ил-86 и Ил-96 ничуть не хуже, чем по хвалёным А320 и А380, и намного лучше, чем по Боингу-747 или Боингу-737.
Однако не следует думать, что Як-42 (или Ту-134) - это лишь нечто чуть менее опасное, чем Боинг-747. В реальности из-за технических неполадок было потеряно всего 3 самолёта Як-42 (из 188 выпущенных). Взять хотя бы тот же несчастный, потерпевший катастрофу под Ярославлем борт. Чтобы подняться в воздух, ему была выделена полоса длиной почти 3 км, и этого хватило бы, чтобы взлететь 2 раза. Он был выпущен в 1993 г. с запасом прочности в 36 лет - но отлетал только 18, причем его пробег в километрах был сравнительно небольшим. Он мог ещё летать и летать.
К тому же это был не просто Як-42, а борт улучшенной конструкции. Но даже и обычный, не "виповский" Як-42 - в принципе, элитный самолёт. Он создавался в 1970-е годы советской оборонной промышленностью для армейских десантных операций, и был идеальным транспортом для войны в Афганистане, ведь стоявшие на вооружении боевиков средства ПВО почти не брали этот мобильный, живучий самолет. Не его вина, что запчасти для него и техобслуживание теперь ему проходить попросту негде. Ведь «Яки» выпускались Саратовским авиазаводом, а в 2010 году завод практически прекратил своё существование.
В 2009-2010 годах было продано более половины территории завода вместе с корпусами и оборудованием. На этой территории по состоянию на 2011 год находится котлован для возведения магазина ИКЕА (вот он - признак «возрождения» России: торговые точки и офисы вместо заводов!). Были снесены корпуса, центральная проходная завода, склады, распродано или сдано в металлолом уникальное оборудование. Оставшаяся половина территории завода пустует и отрезана от коммуникаций. Оборудование распродается или сдается в металлолом. Фюзеляжи недостроенных самолётов порезаны и также сданы в металлолом. От некогда 30-тысячного коллектива осталось около 200 человек.
Аэродром «Саратов-Южный» закрыт, его территория выставлена на продажу. Разобраны практически все ангары и взлетная полоса, практически убрана охрана, вследствие чего разграблено почти всё заводское имущество. Уникальные документы, фотографии и видеоархив исчезают в полуразрушенных зданиях.
Это - первый случай в истории отечественной авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение (техобслуживание, ремонт, обеспечение запчастями и т.д.) находящихся в эксплуатации самолётов.
Если кто хочет убедиться, как сейчас обстоит ситуация на заводе - пожалуйста (главный цех - с 5:37):
Click to view
Думаю, мы знаем, кого мы должны поблагодарить на предстоящих выборах за такие «успехи». Как известно, «Россия поднимается с колен», и десятки миллиардов долларов направляются на Олимпиаду, ЧМ-2018 и иные безумные проекты. Иногда даже хочется открыть проект, аналогичный «Сделано у нас». И назвать его «Сломано у нас». Тем более что в материалах недостатка бы не было.
А вот и ещё один пример «возрождения страны». К 1999 г. у нас был готовый к производству самолет - Ту-334. Однако предпочтение было отдано проекту Sukhoi Superjet 100 , и Ту-334 не был включен в государственную программу развития авиации до 2015 года. Фактически заказ на производство пассажирского лайнера отдали фирме, не имевшей ни малейшего опыта создания гражданских машин, не имеющей для этого подходящей производственной базы. В этом проекте всё с самого начала поражало и повергало в оторопь. Например, в консультанты проекта взяли «Боинг», и он, безусловно, давал очень ценные советы (ведь только очень странные люди могут сомневаться в том, что «Боинг» заинтересован в развитии авиапрома России - не так ли?). В итоге родился самолет, который прорывным назвать сложно. Он на 80% состоит из готовых частей иностранного производства:
В итоге было потрачено несколько миллиардов долларов и "зарублен" настоящий самолет - Ту-334. Результат -
налицо. Но обратите внимание, что особая наглость заключается в том, что даже и этот провал нам умудряются преподносить, как заоблачный успех.
Причём эти же люди потихоньку, под шумок (а теперь уже и в открытую) фактически бросают отечественное авиастроение на произвол судьбы. Именно к этим людям относится афоризм: "Патриотизм - последнее прибежище негодяя". Кстати, этот афоризм можно и усилить, ведь, если разобраться, то патриотизм для негодяя - это прибежище первое.
Оригинал взят у
naganoff в
В защиту российского авиапрома