В чём же болезнь современной цивилизации, с её характерными признаками - бесплодием и вырождением? Ведь в этом нет ничего нового, это уже бывало раньше, и история полна примеров подобного рода. В Римской империи в пору её упадка дело обстояло гораздо хуже. Подчинён ли этот внутренний упадок какому-то циклу, можем ли мы вскрыть его причины и устранить их? Современная индустриализация и капиталистический строй общества не могут являться единственными причинами, ибо вырождение часто наблюдалось и при отсутствии их.
Однако вполне вероятно, что в своей нынешней форме они создают условия, физический и моральный климат, благоприятствующие проявлению этих причин. если основная причина представляет собой нечто духовное, что-то такое, что затрагивает ум и душу человека, то вскрыть её весьма трудно, хотя мы и можем попытаться понять её или постигнуть интуитивно. один факт, однако, представляется несомненным, а именно, что отрыв от почвы, от земли вреден и для индивидуума и для всего народа в целом. Земля и солнце - это источники жизни, и если мы долгое время держимся вдали от них, жизнь начинает угасать. Люди современного индустриализированного общества утратили связь с землёй, и он ине знают той радости, которую даёт природа, и того великолепного ощущения здоровья, которое рождается при соприкосновении с матерью-землёй. Они болтают о красоте природы и иногда, в конце недели, отправляются на поиски её, засоряя местность продуктами своей собственной искуссственной жизни, но они не могут общаться с природой или чувствовать себя частью её. для них это нечто такое, чем надо полюбоваться, потому что так велено, чтобы потом со вздохом облегчения возвратиться в обычное своё обиталище, подобно тому как они могли бы попытаться восхищаться каким-нибудь классиком - поэтом или писателем, а затем, устав от этой попытки, вернулись бы к своим излюбленным романам или детективам, не требующим никакого умственного напряжения. они не являются, подобно древним грекам или индийцам, детьми природы - это отщепенцы, являющиеся как незваные гости к едва знакомому дальнему родственнику. потому богатство жизни природы и её бесконечное разнообразие не приносят им той радости и того напряжённого ощущения жизни, которое так естественно ощущали наши предки. Надо лиудивляться тому, что и природа обращается с ними как с нелюбимыми пасынками?
Джавахарлал Неру