Интервью с Сергеем Старостиным

Apr 23, 2013 00:50

...Так вот: если говорить о сегодняшнем дне… Помимо прочих, есть электромузыканты, работающие с древним певческим материалом, те, которые делают миксты. При этом им, скорее всего, очень нравится исходный материал - аутентичное пение, фонограммы с подлинными голосами народных исполнителей. Но они не учитывают, что это пение сплошь построено на кодах: и на уровне текста, и на уровне напева, и на уровне тембра. С этими-то кодами, не очень понимая их значения, они стали работать так: обрамили в электронные рамки, уложили в какую-то свою четкую - «квадратную», как правило - структуру… хотя ни одна из фонограмм, с которыми они работали, по своей природе в «квадрат» не укладывается: она независима.
То есть, вместо творения, было произведено насилие. Кропотливое, вдумчивое, мастеровитое. Но - насилие.
У древних певческих материалов есть два основных кода: время и тембр. Что делают электронные группы, о которых я сказал? Они из корневого пения убирают первый код (природное, подлинное время песни), а оставляют только второй - тембр, голосовой спектр, делают это намеренно, расчетливо, подгоняя под свою задачу - уложить аутентику в привычное современному уху квадратное битовое движение.
..

http://artbeat.ru/2011/01/27/sergej-starostin-my-stoim-na-poroge-mutacii/

PS. Читать нужно все интервью, там все интересно (особенно про женщин на кладбище :)). Но вынесенные сюда слова мастера - это как раз то, чего я не могла сформулировать, пытаясь отрефлексировать, почему мне, например, нравится то, что делает тот же Старостин со товарищи, "Птица Тылобурдо" или, к примеру, "Ихтис", и никогда не нравились всякие "Иван-Купалы", некоторые аранжировки у Пелагеи (хотя сама она как раз этот код времени чует, может прекрасно с ним работать, когда не идет на поводу у "духа попсы"), не нравится то, что сделали с теми же "Бурановскими бабушками"... И вот понимание-то, ощущение этих кодов и есть самое главное в аутентичной музыке: человек, который в это врубился по-настоящему, может уже экспериментировать как угодно - хоть с электрическими аранжировками, хоть с инструментами из других культур, хоть сплетая в одной композиции русскую и болгарскую песни и тувинское горловое пение. Одеваясь при этом хоть в косоворотку с сапогами, хоть в джинсы с сандалиями - все равно эта аутентичность никуда не денется. Это - корневое, живое, настоящее, оно дышит, растет, развивается, а значит - подвижно, не статично...

люди, музыка, традиция, фольклор

Previous post Next post
Up