Поверхностные мысли по поводу...

May 18, 2011 20:30

«…Злодей девицу губит,
Ей праву руку рубит…»

А.С.Пушкин.

По поводу вот этого поста с песней и Аниного комментария. Тут, во-первых, сразу навскидку вспомнилось множество сказок, песен, мифов и романтических баллад - от фольклора до Пушкина и Жуковского и многих-многих… А во-вторых, подумалось, что вообще-то, если замуж могут отдать насильно, куда-то далеко («за черну реку, за мутну воду») и за малознакомого человека, то еще и не такие ужасы в голову придут в ожидании… Хотя, наверное, дело не только в насильственности. Ведь жених-разбойник, жених-колдун, жених-оборотень и даже жених-мертвец (как у того же Жуковского, например) - персонажи традиционные, более того - архетипические. Даже если невеста идет за него добровольно, по большой любви и с песней, он всегда может оказаться не тем, за кого себя выдает (или за кого его принимают). Это и в реальности так бывает - любовь, как говорится, слепа, а в браке столько подводных камней... Иначе откуда брались бы супруги, смертельно ненавидящие друг друга спустя несколько лет после счастливой свадьбы. Тут и простые человеческие несовпадения («не сошлись неврозами» :)), и разница в воспитании, ментальности, темпераментах, образе жизни, привычка по-разному реагировать на те или иные вещи, разные болевые точки, порог чувствительности… Да плюс еще взаимоотношения с родственничками («братья-разбойники»)… плюс еще масса всего… А уж если еще и сбежать из ставшей невыносимой ситуации некуда или невозможно - так тут и вовсе швах… Так что немудрено, что в пространстве мифа все эти психологические тонкости преображаются в такие вот вполне осязаемые кошмарики.

Во-первых, в традиционном обществе (я сейчас не буду выдавать этому явлению никаких оценок и спорить о том, хорошо это или плохо, ладно?) человек не существовал и не очень-то воспринимал себя отдельно, вне своего рода. «Часть корабля - часть команды», причем женщина - в гораздо большей степени, чем мужчина. Роль жениха в этом случае амбивалентна - с одной стороны, он несет с собой благо: это новый родственник, кровно связующая нить с другим родом, будущий кормилец и защитник дочери. С другой стороны, он несет угрозу, забирает из рода сокровище - невесту. Жених - всегда чужак, а чужак для архаического сознания - всегда как бы и не совсем человек. Никто не даст гарантий, что он не оборачивается по ночам чудовищем, не пьет кровь или не грабит прохожих на большой дороге.

Опять-таки, в традиционном сознании брак для невесты - это всегда переход в другой мир. Это и инициация - своего рода маленькая смерть, когда умирает девушка и рождается женщина, - и переход в другую семью, когда невеста перестает быть частью своего рода и принимается в чужой - как деревце, пересаженное с одной почвы на другую. Как ей будет там, в ином мире, хорошо или плохо, ожидает ее там блаженство, небытие или лютая погибель, знать наверняка она не может, пока не окажется по ту сторону. Поэтому жених - инициатор, проводник на этом пути, - всегда немножко Аид, похищающий Персефону, уводящий ее с цветущих лугов в подземное царство теней. И хорошо, если не Синяя Борода, скрывающий свою злодейскую сущность под замком где-то в маленькой комнатке, затерянной в бесчисленных коридорах его роскошного замка…

Эх, жаль, что этой песенки на «Песнях западных славян» не было… :) А то там тоже был жених-упырь...

дилетантская фольклористика, мифология

Previous post Next post
Up