Записки с выставки. Музей Леопольда, юбилейная выставка Эгона Шиле. 17.06.18

Jun 18, 2018 00:28


Жанр "ходил по залам, записывал, что в голову приходит". Со всякой выставки такое приношу, подумала, что стоит вывешивать.

- Почему-то всегда у него руки у людей с отставленным указательным пальцем. Пальцы растопырены, и указательный всегда от трех остальных в стороне.
- Автопортрет в синем носке. "О, как я похож на зверя в этом синем носке!". И потом, через несколько залов, любовная пара "Мужчина с женщиной на коленях", где Шиле легко опознается по синим носкам.
Вообще "всюду Шиле" - и дяденьки он, и тетеньки тоже он почти все, и даже деревья - тоже он. Шиле как женщина в черном, Шиле как дерево зимой. И этот, с хрупкими физалисами. И с глазами котика тоже он. И мерзкая скотина - тоже он, и он же всех любит (и пишет об этом стихотворение).

... прошел час. Она посмотрела два зала.

-"Силящий мальчик в лиловом" - просто мелкий бес. Ужасный, ужасный. Вполне в пару к "Портрету Польди Лодзински".
- Образ матери как смерти.
- В зале "Спиритуальность" 80% экспозиции - полуодетая натура (как правило, в рубашках и с голой задницей). Больше ничего особенно спиритуального в них не увидела.
- Классическая выучка, кстати, дает о себе знать: как бы ни было искажено лицо и искривлено тело, но глаза, нос и рот будут на своих местах, а мышцы - правильно расположены и прорисованы.
- "Обнимающиеся девушки", второе название "Ветрянка в общежитии агротехнического училища".
- Незаконченные "Любовники". На них земля держится, они лежат в основе мира. И там как раз есть успокоение, там есть тишина, которая добавляетсяк напряжению. То есть в мире по-прежнему трындец, мир страшен и уродлив, в нем война и болезни, но вотсейчас они лежат в черном ночном коконе и слышат все это вовне, не внутри. Такое лежание посреди мира, врастание в мир в то же время.
- И в какой-то момент, в поздний период, женины перестают быть все - Эгон Шиле, становятся другими. С грудью, с попой, нормальные округлые женщины.
- "Лодки в Триесте" - очень здорово сделано отражение.
- И вот на примере декоративных цветов видно, чем крут Шиле (в отличие от ранних работ, где подражает Климту). В нем шокирует именно реальность, которая превыше реалистичности, правдивость, которая разрушает правдоподобие. И она  неожиданна - так, собственно, мы ее и узнаем. И прямо чувствуешь ,как рушатся твои ожидания "красивого" и установка на "красивое". Насколькообычно мы подрихтовываем реальность, подрисовываем ее, а Шиле пытается нам дать воздействие этой реальности, которая воспринимается поэтому как уродливая.
И тут же думала про "...как некрасив в скафандре водолаз" - что под скафандром, конечно, в том числе имеется в виду тело. И тогда каждый из нас в скафандре, и каждый в эту меру отвратителен.
- Города очень уравновешены композиционно. И тут видно, как отлично Шиле работает с композицией и формой, как он  уравновешивает картину одними формами и цветами, и формы обретают офигенную выразительность. И вот города эти тоже - неподвижные, но с внутренним напряжением.
- Два ОЧЕНЬ разных портрета Польди Лодзински 1910 и 1914 года. На первом - хтоническая хтонь. На втором - очаровательная молодая девушка.

не только голова, вне текста, заинтересованный наблюдатель, текущее

Previous post Next post
Up