У кого-то, может, конец года и в декабре, а у нас - в июле.
Т.е. учебный год еще не закончился, но годовые оценки уже выставлены, экзамены приняты, сейчас только развлекаем учеников - экскурсии, кинопросмотры, все такое. В следующую среду выдадим аттестаты - и всё, каникулы! Некоторые зарисовки.
***
Экзамены - та еще работка. Наши собственные школьники и экстерны. Мои химия с физикой, плюс внезапно биология, вместо некстати заболевшего начальства. И еще один странный предмет, хорошо хоть, в качестве второго экзаменатора (система такая: два экзаменатора, один принимает экзамен, второй ведет протокол - хотя задавать вопросы имеет право и второй экзаменатор, но делает это, понятно, только если разбирается в предмете). Предмет называется "Экономика, труд, техника" - это буквальный перевод, российского аналога я не припоминаю. У экстернов его всегда принимал шеф, а сейчас он в больнице, а мы же не может объявить людям, что с экзаменами ничего не получается и с аттестатами, соответственно, тоже! Поэтому этот экзамен принимали мы с коллегой - она была первым экзаменатором, как лучше всех разбирающаяся в предмете - потому как пару раз ассистировала шефу, т.е. писала протокол. Ну, а я была протоколантом.
Ну, новый опыт - это всегда хорошо... У многих первая тема была "кулинарный рецепт". Т.е. человек должен объяснить, как готовить то или иное блюдо - со всеми ингредиентами, деталями и красочными фотографиями процесса. В-общем, узнала много интересного. В принципе, от них требуется только знать теорию, самому готовить не обязательно, но большинство всё делали сами, поэтому были в курсе. Один откровенно "плавал", хотя фотографии были хорошие. Он потом признался, что готовил не он, а мама... А двое - такие молодцы - не только сами испекли по сладкому пирогу, но и принесли нам образцы! Все бы так...
Вторая тема (опять же, почти у всех) - рассказать про какую-нибудь профессию, по их выбору. Т.е. выдать конкретную инфу - какие конкретно обязанности, где эту профессию можно получить, что для этого надо, сколько лет учиться и т. д. По-моему, полезное задание для заканчивающих школу.
***
Принимать экзамены у экстернов сложно еще и потому, что это во второй половине дня, после обычного рабочего дня в школе, так что чисто физически тяжеловато. Правда, это отдельно оплачивается. Правда, чтобы заплатили, надо заполнять специальную анкету-заявление, как это тут принято. Но данная конкретная анкета - такой геморрой! Там реально без поллитры не разберешься! Мы заполняли ее все вместе, всем коллективом. Потом учитель географии спросил: "Интересно, кто ЭТО придумал?" Мы решили, что, наверное, кто-то, кто ненавидит людей...
***
Во время экзаменов обычно узнаешь много нового не только когда чужие предметы принимаешь, в своих тоже... Мальчик сдает физику - точнее, пытается сдать, а мы пытаемся с помощью дополнительных вопросов его вытянуть, чтобы хотя бы "шестерки" не было (аналог нашей "двойки"). Задаю вопрос - какой вид энергии в какой преобразовывается, когда горит лампа? Ну, что в световую - это он, слава богам, допер. Но вот какая энергия преобразовывается в световую? (Ну как, как можно не сообразить, что лампа работает на электричестве?!) Оказывается, кинетическая энергия. Потому что, чтобы включить свет, надо подойти к выключателю и его нажать, а раз движение - значит, кинетическая! Я вот на них ворчу, что они логику не используют, но когда они все-таки начинают ее применять - получается какая-то другая логика, очень сильно альтернативная...
***
Как уже говорила, сейчас уже учебы нет, сплошные экскурсии и прочая развлекаловка. Была экскурсия в Бундестаг. Их туда водил учитель истории и политического образования - я тоже хотела напроситься в качестве сопровождающего, потому что мне тоже интересно, но увы, не вышло, как раз надо было принимать экзамены у хвостистов. В ходе экскурсии тот самый учитель пишет в наш чатик: "Они меня опозорили!" Потом он рассказал нам, в чем дело. Есть у нас одна девочка... ну, в каждой школе есть парочка таких учеников, которые - ходячая головная боль родителей и учителей. Чаще это бывают мальчики, но - всяко бывает... Пригласил нас туда депутат от левых (потенциальный электорат же! уж какой ни на есть...), и он же был там в качестве экскурсовода. Так вот, упомянутая девица у него спросила: "А где Олаф? Ты же знаешь Олафа?" Кошмар, короче, одно обращение на "ты" - это УЖЕ ни в какие ворота, даже без всякого "Олафа"... Да, педагогическа запущенный случай, но ведь все-таки 18 лет, не 8... Учитель сказал, он мечтал провалиться сквозь землю.
А еще один мальчик опоздал к началу экскурсии и пошел разыскивать. В-общем, обнаружили его где-то в недрах Бундестага, куда вообще экскурсантов не пускают, и как он туда попал, несмотря на охрану, - кажется, никто вообще не понял. Что-то мне кажется, что туда нас больше не пригласят...