Ровно 435 лет назад, 8 февраля 1587, была обезглавлена Мария Стюарт - королева Шотландии и претендентка на английский престол.
Честно говоря, я не знаю, кто там был прав, кто неправ в той давней истории. Скорей всего, Машенька все-таки была неправа, хотя кто их там сейчас разберет... Хотя рубить головы - тоже как-то, на мой взгляд, чересчур. Впрочем, по тем временам в этом не было ничего из ряда вон - и за меньшее, чем покушение на королевский трон, рубили...
Но всё это неважно, что нам до хитросплетений британской политики 16-го века... Важно другое. Наверное, что-то все-таки было в той королеве и той давней истории, раз волны той истории докатились до нас. Так-то - мало ли королей и королев закончили свою жизнь примерно таким способом, для особ королевской крови это вообще практически естественная смерть, уже и имен их никто не помнит, кроме историков. А с Марией Стюарт - иначе.
Начать с того, что пьесы про нее идут в театрах всего мира. А первым написал про нее театральную пьесу великий Шиллер. Вот, например, с
официального сайта Малого театра:
(справа - Мария, слева - Елизавета, на чей трон Мария претендовала)
А вот так гениальный Пастернак описывал ту же пьесу сто лет назад:
..."Зимы", "Зисы" и "Татры",
Сдвинув полосы фар,
Подъезжают к театру
И слепят тротуар.
Затерявшись в метели,
Перекупщики мест
Осаждают без цели
Театральный подъезд.
Все идут вереницей,
Как сквозь строй алебард,
Торопясь протесниться
На "Марию Стюарт".
Молодежь по записке
Добывает билет
И великой артистке
Шлет горячий привет.
За дверьми еще драка,
А уж средь темноты
Вырастают из мрака
Декораций холсты.
Словно выбежав с танцев
И покинув их круг,
Королева шотландцев
Появляется вдруг.
Все в ней жизнь, все свобода,
И в груди колотье,
И тюремные своды
Не сломили ее.
Стрекозою такою
Родила ее мать
Ранить сердце мужское,
Женской лаской пленять.
И за это быть, может,
Как огонь горяча,
Дочка голову сложит
Под рукой палача.
В юбке пепельно-сизой
Села с краю за стол.
Рампа яркая снизу
Льет ей свет на подол.
Нипочем вертихвостке
Похождений угар,
И стихи, и подмостки,
И Париж, и Ронсар.
К смерти приговоренной,
Что ей пища и кров,
Рвы, форты, бастионы,
Пламя рефлекторов?
Но конец героини
До скончанья времен
Будет славой отныне
И молвой окружен...
Grave Digger - The Ballad Of Mary Queen of Scots (наше время, конечно, но атмосферу, на мой взгляд, передает):
Click to view
Фильмы - их, как минимум, несколько, например:
Великолепный Бродский, "20 сонетов к Марии Стюарт":
Мари, шотландцы все-таки скоты.
В каком колене клетчатого клана
предвиделось, что двинешься с экрана
и оживишь, как статуя, сады?
И Люксембургский, в частности? Сюды
забрел я как-то после ресторана
взглянуть глазами старого барана
на новые ворота и пруды.
Где встретил Вас. И в силу этой встречи,
и так как «все былое ожило
в отжившем сердце», в старое жерло
вложив заряд классической картечи,
я трачу, что осталось в русской речи
на Ваш анфас и матовые плечи.
...
Что делает Историю? - Тела.
Искусство? - Обезглавленное тело.
Взять Шиллера: Истории влетело
от Шиллера. Мари, ты не ждала,
что немец, закусивши удила,
поднимет старое, по сути, дело:
ему-то вообще какое дело,
кому дала ты или не дала?
Но, может, как любая немчура,
наш Фридрих сам страшился топора.
А во-вторых, скажу тебе, на свете
ничем (вообрази это), опричь
Искусства, твои стати не постичь.
Историю отдай Елизавете.
Любимый мной Blind Guardian, "To France":
Click to view
А при чем тут Франция - Мария Стюарт завещала похоронить себя во Франции. Не сбылось - она похоронена в Англии, в Вестминистерском аббатстве, поблизости от могилы её вечной соперницы, королевы Елизаветы I.