Случился тут у нас спор с френдом
shad_tkhom на указанную тему. Началось
вот с этого его поста, желающие там же могут насладиться дискуссией. Пост небольшой, поэтому процитирую его тут полностью:
"Я понимаю - у дураков тоже есть потребности, даже, не побоюсь этих слов, культурные запросы. Книги, фильмы, телепередачи... Но зачем брать дураков снимать и играть в этих фильмах, писать эти книги, создавать телепередачи?! Они потребители. Очень обидчивые потребители. Это для них придумано - "книга/фильм не для всех!". Дайте дураку почувствовать себя не дураком, а умным, приобщившимся к россыпям, так сказать к сокровищнице мировой культуры. И он не будет лезть туда, куда лезть не надо. У дураков, как ни странно, есть деньги. И часто большие деньги. Благодаря им процветают многие художники и писатели. Не Рембрандт и Лев Толстой, конечно. Милионные тиражи не у "Войны и мира" и нуворишы развешивают портреты работы не в стиле Рембрандта и Веласкеса. Ну и хорошо - кто-то же должен спасать нормальных людей от всего этого дерьма... Пусть этот кошмар стоит на полках, висит на стенах и "украшает" интерьер у дураков дома. Нам больше достанется нормальных книг, фильмов... Заберите себе детективщицу Д., "художников" Ш. и Н., вот этот раззолоченный и сверкающий кошмар. "
Предлагаю обсудить - можно по художественным вкусам человека судить о его общем интеллектуальном уровне или нет?
Реальная история 1. Вот я, например, Толстого вообще не читаю - ниасилила, хотя пыталась читать уже во взрослом состоянии. Может, потому что еще в школе задрали всей этой русской классикой. Но, скорей, потому, что просто неинтересно. Ну не трогают все эти проблемы русской барышни позапрошлого века, с ее переживаниями по поводу балов и кавалеров. Как и всяческие "пути исканий" тогдашней золотой молодежи. А те реальные проблемы политики и экономики, которые там обсуждаются, давно уже неактуальны - слишком много времени прошло. А которые еще актуальны - так много интереснее обсуждать подобные вещи в соцсетях, чем с давно умершим автором. А для души я лучше хорошую фантастику почитаю...
Реальная история 2. Одна моя институтская подружка стала крутой бизнес-леди, и у ней после этого изменились литературные вкусы. Я заметила, что она перешла даже не на Донцову - у той хоть стиль хороший, и бывают забавные моменты - а на примитивнейшие дамские романы. Как-то, когда она при мне покупала очередное такое произведение, я поинтересовалась - что, мол, за такие извращенные вкусы у нее появились и почему бы не читать хорошие книги вместо этого. И она честно ответила - что хорошие книги вызывают реальные эмоции, и думать там надо, а ей эмоциональных и интеллектуальных нагрузок в ее работе более чем хватает, поэтому ей книжки именно такие нужны, чтобы почитать в дороге или перед сном и забыть. Но это явно совсем не тот случай, когда на что-то большее мозгов не хватает...
Соображение вдогонку. Кстати, кого вообще считать дураками и умными? Математический гений может быть целиком и полностью глух к произведениям искусства. Человек, тонко чувствующий и понимающий литературу и профессионал экстра-класса может быть совершенно беспомощен в обычной жизни. И т.д. К какой категории надо отнести таких?