Многоликий город Ашдод. Часть 1.

Sep 07, 2022 02:26

Иногда мы не воспринимаем некоторые города всерьёз, чтобы отправиться погулять. И напрасно. Вот и Ашдод, казалось бы, не располагал к этому. А всё потому, что просто ничего о нём не знали. Так получилось, что долгое время дальше нескольких центральных городов мы никуда не выезжали, и Ашдод в моём представлении находился где-то совсем далеко. Но однажды нас пригласили отпраздновать торжество в одном из ресторанов города, и тогда я увидела настоящий приморский город с множеством микрорайонов, парков и памятников, параллельно с этим обнаружив, что он находится всего в 20 минутах езды на машине. Но больше всего тогда меня поразили его улицы с новыми высотными домами, напоминающими больше проспекты в крупных российских городах. Ничего подобного в центре в то время не строили. Уже тогда я для себя решила, что надо будет обязательно ещё раз его посетить, чтобы рассмотреть всё получше. Но проходили годы, а осуществить желаемое как-то не получалось, и я стала забывать о своих планах. А некоторое время назад  Шели начала учиться там на курсах, и буквально через несколько дней после начала учёбы она сказала: "Ты знаешь, какой красивый Ашдод, мы обязательно должны туда поехать". Не сразу, но мы осуществили этот план.
Совсем немного о городе, не хочется утомлять читателей обилием информации. Древний Ашдод существовал ещё семнадцать веков назад, и населяли его хананеи, но после вторжения филистимлян, начиная с XIII-XII в.в. до н. э, город находится под их властью. К XII в. до н. э  Ашдод становится доминирующим филистимским городом и до VIII в. до н. э. Ашдод - столица Филистии. Но и их владению приходит конец, когда в конце VIII в. до н. э. город завоёвывет ассирийский царь Саргон II. В VII в. до н. э. Ашдод вместе с несколькими городами региона образовал коалицию, поднявшую восстание против Ассирии, но восстание было подавлено, город разрушен, а правители и население депортированы. В V в. до н. э. здесь устанавливает власть персидский царь Кир Великий, и Ашдод снова отстраивается и становится важным морским портом, но и персов спустя два столетия завоёвывает Александр Македонский. После смерти Александра Македонского Ашдод становится эллинистическим городом. Но в середине II в. до н. э во время иудейского восстания против эллинов сын Ехуды Маккавея Йонатан из рода Хасмонеев захватывает Ашдод и присоединяет его к Иудее. С этого времени в Ашдоде существует крупная иудейская община, которая существовала на протяжении восьми с лишним веков и исчезла только после арабского нашествия. Но это будет гораздо позже. А пока история с захватами продолжается. В I веке уже н.э. в Палестину вторгаются римляне, начинается период римского правления. Император Август присоединяет Ашдод к царству Ирода. И снова в середине I века н.э. провинция Иудея восстала против римского владычества. Восстание было жестоко подавлено, сожжён Иерусалимский Храм, а Ашдод был разрушен, и с этой поры он потерял своё значение, оставаясь на протяжении почти 1000 лет маленьким поселением. В IX-X веках регион подвергается арабскому нашествию. В период турецкого правления на месте сухопутного Ашдода была основана арабская деревня Исдуд. До 1948 г. в ней проживало около 8 тыс. чел. Во время войны за Независимость население её покинуло вместе с отступающей египетской армией.
Извините, вышло не совсем кратко, но из песни слов не выкинешь. Всё это было рассказано, чтобы объяснить, что современный Ашдод возник на месте рядом с древним Ашдодом. Так что несмотря на древность, Ашдод - молодой город. В 1953 г. на речке Лахиш решено было построить электростанцию. Рабочие, задействованные для этого, ездили на работу из Реховота и Гедеры. И решено было построить посёлок недалеко на песках. По мере строительства посёлок разрастался, к 1958 г. электростанцию ввели в действие, а к 1959 г. Ашдод получил статус местного Совета. В 1961 г. началось строительство Ашдодского порта, и Ашдод продолжал разрастаться. В 1963 г. строительство Ашдодского порта завершилось, а в 1968 г. Ашдод получил статус города. Но поистине гиганский скачок в развитии город получил в начале 90-х с началом большой волны репатриации из СССР. Город принял более 100 тыс. репатриантов, что увеличило его население почти вдвое. Его часто стали называть не просто город Ашдод, а русский город Ашдод. Аналогично из-за большого количества русскоязычных репариантов Ришон-ле-Цион стали называть Рашн-ле-Цион (от англ. слова "russian" - русский).
И напоследок, в рейтинге городов Израиля Ашдод стоит на 6-ом месте по численности населения - около 226 тыс.чел. Перед ним Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Ришон-ле-Цион, Петах-Тиква. Впрочем, Ашдод не сильно отстаёт от своих соседей по списку - Ришон-ле-Цион 254 с небольшим тыс. чел., Петах-Тиква - 248 тыс. чел.
Вот такое "краткое" вступление получилось.
Но теперь мы можем спокойно начать гулять, ни на что не отвлекаясь.
На крышке люка изображён герб Ашдода. С якорем понятно, он отражает то, что Ащдод город у моря, морской порт. А второй символ похож одновременно и на сирену, тоже указывающую на морскую принадлежность, и на льва - символа колена Еx̄уды, которое селилось в этих местах.


Перед вами находится площадь имени еврейской общины Салоники, более известная под популярным названием "Площадь парусников", а ещё проще "Площадь парусов". Памятник, стоящий на ней, заявляющий об Ашдоде как о морском городе, является одним из самых ярких его символов. Памятник, выдающаяся работа скульптора Исраэля x̄адани, взметнулся на высоту 15 метров. Имитация плавающих по воде парусников выполнена из окрашенной стали.


Это крышка комммуникационного люка. И здесь символ в центре двоякий - это и паруса, и лев - символ всё того же колена Еx̄уды


Наш маршрут спонтанно начался около городского парка. В начале парка стоит памятник жителям Ашдода, павшим в войнах разных времён. Сразу скажу, перед тем как мы увидим и другие памятники, большинство из них символически изображают тему. По древней традиции запрещалось изображать лица и фигуры по заповеди "не сотвори себе кумира", поэтому искали другие формы, чтобы изобразить задуманное. И хоть мы давно уже живём в мире, где каждый может выбрать любую форму выражения себя и окружающего мира, традиции всё равно продолжают на нас влиять, хотим мы этого или нет. Вот и этот памятник так просто не поймёшь, нужно знать, что его авторы хотели сказать. Я конечно потом посмотрела его описание. Выяснилось следующее. Выполненные из зелёных металлических трубок деревья, связаны тросами. Деревья выглядят цветущими, но тросы мешают их росту и связывают их вместе. Деревья - содаты, погибшие в войнах молодыми, т..е. их гибель прервала жизнь (поэтому деревья не могут расти дальше), а тросы, связавшие деревья - аллегориятого, что их связало одной судьбой - они отдали жизни за общее дело.




На двух табличках из чёрного мрамора, расположенных по краям, написано: "В память погибших, которые любили жизнь и несмотря на это отдали свои души во имя жизни", на другой - "В память сыновей Ашдода, павших в войнах Израиля и завещавших нам жить". На остальных табличках между ними выбиты имена павших с 1948 по 1979 г.г.


Памятник интересно выглядит на фоне разных зданий, я обошла его с 4-х сторон




На газонах центральных городов растут, в основном, одни и те же растения, а на газонах Ашдода растут ещё и прибрежные растения. Это энотера, или вечерняя роза. Второе название она получила из-за того, что распускается ближе к вечеру, и её аромат усиливается. Более распространённая на побережье энотера Друммонда жёлтого цвета, а эта - энотера красивая, возможно выведенный сорт, встречается уже дальше от побережья, в городской среде.








Мы ещё немного прошлись по кромке парка, встретили несколько городских скульптур.








Эта скульптура уже лучше поддаётся пониманию. И называется она логично - "Весы мира". На одной чаше перо голубя, на другой симолы войны - солдаты, оружие. Несмотря на то, что камень физически гораздо тяжелее невесомого пера, он не может его перевесить. Побеждает мир. Или мир гораздо ценнее, весомее войны.







У этой площади два названия. На этой табличке её первое название. Вы видите, что табличка на двух языках, и это признак того, что Ашдод развивается и как туристический город. Лого компании "Хофит", развивающей туризм в Ашдоде, помещено в нижнем левом углу стенда.


Площадь "Сити" проходит над тоннелем и высокий конусообразный шпиль по вечерам излучает лазерный пучок, направленный в сторону моря. Второе название она получила вчесть первого израильского астронавта Илана Рамона. Он трагически погиб 1 февраля 2001 г. как и вся команда американского шаттла "Колумбия" при возвращении на Землю за 16 минут до приземления на мысе Канаверал. Трагически погиб в 2009 г. и его старший сын, став военным лётчиком, мечтавший тоже стать астронавтом, в катастрофе истребителя F-16. Именем Илана Рамона назван международный аэропорт г. Эйлат на Красном море, а также школа в г. Ришон-ле-Цион.




















Ещё находясь на площади, я издалека увидела синагогу, которая сверкала золотом на солнце. Кстати, о солнце. Что-то не похоже, скажете вы, на яркое солнце, можно сказать, больше серое, чем солнечное. И будете правы. Как назло, стоило после долгого перерыва (свирепствовала Корона) запланировать поездку в Ашдод, попросить день отпуска, так именно в этот день грянул хамсин с пылью, иногда солнце пробивалось сквозь пыльную тучу, в эти минуты всё, что могло блестеть, блестело. Я планировала в будущем, поехать ещё раз, пофотографировать при нормальной погоде, но... А теперь неизвестно, когда можно вообще будет туда поехать.
Но вернёмся к синагоге. Она называется "Свет Ицхака".
Начнём издалека. Из-за высотных домов синагога кажется совсем малюсенькой, но на самом деле она вполне приличных размеров.






Увидев её, мы отклонились от маршрута (наш путь лежал в морской парк), и я стала фотографировать её со всех сторон












Продолжая двигаться к парку, мы снова увидели композицию непонятного содержания. Как выяснилось, она тоже посвящена погибшим в военных действиях. Композиция состоит из трёх элементов. Центральная плита с  пустотой внутри и отверстием символизизует семьи, потерявшие близких, ощущающих пустоту внутри, и в то же время свет, пробивающийся сквозь отверстие, символизирует, что жизнь продолжается и вселяет надежду. Каменный ручей несёт потоком имена погибших. Как камень вечен, так и мы верим, что и душа вечна. Третий спиральный элемент символизирует время, которое не только линейно, но и изменяется по спирали.










По дороге в парк мы посетили ашдодский музей современного искусства. Вы опять видите стенд компании развития туризма в Ашдоде "Хофит", такой же как мы видели на площади Илана Рамона. Такие стенды размещены около наиболее значимых городских объектов. На стенде краткая информация о музее. Его экспонаты расположены в 13-ти залах, идущих по спирали, на трёх этажах и устроены как сменяющиеся выставки. Музей представляет работы как израильских, так и зарубежных художников.


Почти что Лувр.








Честно скажу, те работы, которые я увидела, меня разочаровали. Я не набрала и десятка, чтобы запечатлеть на фото. Конечно музеи бывают разными, но я всегда находила в любом массу интересного. Здесь почему-то этого не произошло. Но то, что я сфотографировала, покажу ниже.
Эту работу я назвала "найди отличие". Это не одна и таже фотография с разных расстояний, это две фотографии как одно целое. Обратите внимание - на одной их них девушка как бы пытается поймать заходящее солнце на ладонь, а на другой держит его между ладонями



Картина, напоминающая ковёр.








Это место, где расположен музей, является культурным центром города - центр культуры Монарт. Рядом расположено отделение организации "Яд лабаним", занимающейся сохранением памяти о пострадавших и погибших в террактах, войнах и военных операциях. Иногда в помещениях проходят выставки и концерты.




Это Центр сценических искусств Ашдода. Оно спокойно может попасть в рейтинги "Топ самых интересных концерных залов мира". Это его фасад.


Но наиболее эффектно он смотрится "в профиль" - он напоминает огромного кита.


Стало хорошей традицией в городской среде устраивать экологические пруды. Такой пруд с кувшинками находится с одной из сторон Центра сценических искусств.






Виды, открывающиеся с площадки перед залом






В том числе и на площадь еврейской общины Салоники.


Вы помните, в начале поста я рассказывала про герб Ашдода, одним из символов на нём изображены паруса - композиция на площади Еврейской общины Салоники. Читая про неё, я открыла ещё одну из страниц Холокоста. Всё никак не доходили руки узнать происхождение этого слова, теперь пришло время. "Холокост" - в переводе с др.-греч. "всесожжение", страшное слово со страшным значением. Говоря о катастрофе европейского еврейства мы вспоминаем уничтоженных нацистами евреев Германии, Польши, Венгрии, Белоруссии, Украины. И мало кто знает про судьбу евреев Греции. В апреле 1941 г. немецкая армия вступила в г. Салоники. Уже через два дня немцы закрыли единственную еврейскую газету и конфисковали ряд зданий, принадлежавших общине, в частности больницу, построенную бароном Морисом де Гиршем (во многих городах Израиля есть улицы, названные его именем, в т.ч. и в Ришон-ле-Ционе). Конечно этим дело не кончилось. В продолжении они арестовали членов общинного совета, поставив вместо них угодных им людей, исполнявших их приказы. Евреям было запрещено входить в кафе и другие общественные места. В газетах началась антисемитская пропаганда. Всё по накатанной схеме. Летом 1942 г. нацисты мобилизовали 7 тыс. евреев-мужчин в возрасте от 18 до 45 лет на принудительные работы в заражённой малярией местности. После того, как люди стали умирать от тяжёлого труда, болезней и недоедания, еврейская община обратилась к властям с просьбой прекратить эти работы. После долгих переговоров нацисты согласились, потребовав сумму в драхмах, равную 40 тыс. $. Сумма была заплачена. Однако конфискации имущества продолжались. И совсем кощунственным актом был снос старого еврейского кладбища XV в., надгробия которого, вдумайтесь, пошли на строительство зданий, общественных туалетов и мощения улиц. Книги из библиотеки и обрядовые предметы вывезли в Германию. В феврале 1943 г. нацисты прислали "знатоков своего дела" - комиссию, возглавляемую помощниками Адольфа Эйхмана Д. Вислицени и А. Брюннером. Через два дня всем евреям было предписано носить на одежде нашивку в виде жёлтого Маген-Давида, такими же знаками обязали помечать их дома и магазины. Началась насильственная концентрация проживания евреев в изолированных кварталах с неимоверной скученностью. Под угрозой расстрела запрещалось самостоятельно менять место жительства, выходить на улицу с наступлением темноты, пользоваться телефоном и общественным транспортом. Нацисты объяснили это тем, что хотят создать в Салониках автономное еврейское поселение со своим мэром, полицией, торговым представительством и т.д.. На деле велась подготовка к депортации евреев, которую осуществили через месяц после этого. 19-ю эшелонами в товарных вагонах было вывезено около 44 тыс. евреев - 95% всего еврейского населения, оставшегося к этому времени. Почти все они погибли в Освенциме. После освобождения Салоник союзниками в 1944 г. там поселились 2 тысячи евреев из разрозненных общин Греции, уничтоженных нацистами. В 1987 г. Салоники посетила делегация израильтян - уроженцев г. Салоники, переживших Холокост. Тогда же площадь, примыкающая к больнице, построенной бароном Морисом де Гиршем, получила название площадь Еврейских Мучеников. Позже уже в 90-х годах, точнее в июне 1999 г. эта площадь с парусами получила название площади Еврейской общины Салоники в память о погибших в Холокосте и как дань благодарности за участие в строительстве Ашдодского порта салоникских евреев, приехавших после окончания войны в Палестину.




Вот ещё одна городская скульптура - "Самсон". Она тоже посвящена памяти погибших в войнах и Катастрофе. Здесь образ Самсона выбран не случайно. Он умер, поразив своих врагов-филистимлян, обрушив на них и на себя своды огромного храма. Так и воины отдали свои жизни, победив врага.


Мы почти уже пришли в морской парк Ашдода. Нас встречают на холме лани - традиционные животные Израиля. Как живые! Особенно издалека.




Вход в парк остался позади, и мы начинаем подниматься по дорожке вглубь парка. Могу поспорить, что вы ни за что не догадаетесь, какой материал использовали для украшения парка и набережной. Это обтёсанные, отшлифованные и раскрашенные в стиле граффити обломки старых волнорезов.




В парке очень много интересных решений, одно из них мозаичные фигуры.


Цветёт алоэ пятнистое. Рядом бокарнея, в нижней части она накапливает влагу и питательные вещества, поэтому эта часть ствола такая раздутая.




Есть в парке аллея, на которой в качестве украшения выставлены не просто камни, которые часто можно встретить в разных городских парках, а образцы горных пород.








Не каждую табличку я фотографировала. На этой, например, написано "Скальный гранит - горная порода библейских времён. Она образовалась больше чем 500 миллионов лет назад, и является одной из самых древних пород Израиля. Она вышла на поверхность Земли из глубин в процессе геологических процессов и выветривания. Цвета гранита - белый, серый и красный - определяют различные минералы, содержащиеся в нём, распространённые в районе Тимна около Эйлата".


Конгломерат - осадочная горная порода, состоящая из окатанных обломков (гальки) различного состава, величины и формы, сцементированных глиной, известью, кремнезёмом и др. Образуется в результате размыва и переотложения более древних горных пород.








Вы увидите много разного, оформленного и декорированного в морской тематике. даже фонарные столбы с дельфинами.


Растений в этот раз немного. Это как раз та самая энотера Друммонда, ослинник, ночная свеча,  распространёный цветок побережья. Строение цветка позволяет сопротивляться солёной морской воде, попадающей на него, и закреплять пески находящиеся на берегу моря. Когда она обильно цветёт, берег похож по цвету на луг с одуванчиками, её много, она везде.


Посмотрите как мощно она цветёт, а веть это только самое начало её цветения.


Второе очень распространённое растение побережья - карпобротус саблевидный. Это суккулент, т.е. растение, накапливающее влагу в листях и стволе, яркий пример - это кактусы. И карпобротус тоже цветёт очень обильно, растение низкорослое, поэтому место где он цветёт, похоже как будто набросили зелёное покрывало, на котором много-много лиловых цветков, похожих на астры. Оно иногда встречается и в городской среде, возможно даже не специально высаженное, а принесённое с моря. Но если на побережье ему самое место (там и так мало что может расти - ветер, солёная вода, почва - один песок), он хорош против эрозии почвы, то в городе это опасно, он быстро завоёвывает большую территорию, вытесняя на ней все растения, т.е. становится злостным сорняком. В Средиземноморье он интродуцирован из Южной Африки, там его родина. Интродукция в биологии - термин, обозначающий случайное или намеренное занесение человеком определённого биологического вида. Читая про карпобротус, я не выяснила, занесён ли он специально или случайно, но оказалось что он и для побережья сорняк. Действует он очень интересным способом. Он выделяет в почву вещества, уничтожающие местную флору. Просто убийца! С такими растениями, если они захватили территорию, уже невозможно бороться, нужно только очень осторожно обращаться с другими видами из разных регионов, хорошо продумывая и изучая, можно ли их разводить у себя, иначе можно лишиться собственных уникальных видов. Карпобротус только начинает цвести, с трудом нашла один нормально раскрывшийся цветок.


Овент распространённое газонное растение - гаура Линдхеймера




Также часто встречающийся диетес двухцветный


Календула, махровый сорт






Пришло время завтрака. Мы нашли в парке несколько уютных кафе, непохожих на интерьеры виденных раньше, поэтому мы решили, не откладывать на потом в городе, а поесть здесь. Это оказалось не так просто, мест нигде не было, даже то, что мы выбрали, пришлось ждать, пока не освободятся два места. Объяснялось это тем, что шла неделя праздника Песах, многие в эти дни не работали, а у детей в детских садахи школах, а также в разных других учебных заведениях наступили двухнедельные каникулы, и конечно народу в местах развлечений было море. Слава богу, ждать пришлось недолго. А у меня вообще время прошло быстро, потому что вблизи кафе я нашла удода, и стала за ним "охотиться", чтобы сфотографировать. Птичка очень шустрая, мало того, что она, как и любая другая птица, не даёт к себе приблизиться, она ёще и всё время перемещается довольно быстрыми движениями. Кстати, её именем названо одно из разведывательно-десантных подразделений израильской армии, впоследствии влившееся в батальон боевых частей "Кфир". Но вернёмся к мирной жизни (странно мне сейчас писать "к мирной жизни", жизнь сейчас далеко немирная, идёт война, обстрелы юга и севера, сирены по все стране). Вот что получилось с удодом.


Это не змея, такая изогнутая ветка оказалась рядом с удодом
















Так выглядело кафе внутри, но мы сидели за столиком снаружи


На столе шакшука - яичница с острым соусом, салат из свежих овощей, сыры расположенные на хлебе типа пита, мягкие сыры с соусом амба. Почему типа пита, а не просто пита? Потому что в пасхальную неделю нельзя есть квасное, поэтому и питы, и булочки кашер ле песах, приготовлены без дрожжей. Соус амба готовится из мякоти манго с добавлением разнообразных специй, вкуса манго практически не остаётся, он служит как основа, если не знать, что там манго, ни за что не догадаешься, ну и два шейка - один на апельсиновой основе, другой на мятно-лимонной с добавлением мелких кусочков льда. Шели тоже, что-то заказала, я уже сейчас не помню что, а за бокалом не видно, но чтобы вы поняли, и её порция, и шакшука - это порция на одного.






Совершенно обожравшиеся, мы выползли из кафе, хорошо, что нам предстояло ещё много ходить.
В парке много прикольных мозаичных скамеечек и фигур.


Это такой фонтан, вода льётся из-под шара.




Даже вокруг люка сделали обрамление из мозаики.














Ну просто восхищаешься придумкой авторов этой скамеечки




Скворцы-майны до такой степени чувствуют себя хозяевами, что уже не боятся людей.






Есть в парке и искусственное озеро, можно покататься на лодке или катамаране.










Есть голубь мира с оливковой ветвью в клюве, а у нас пингвин мира с цветочком.




Не сразу заметишь, что это тоже скамейка.




Наглядное пособие по использованию.




Здесь я заканчиваю первую часть нашей прогулки. Мы движемся в сторону набережной Ашдода. Всё-таки нелогично не показать набережную, если город стоит на море.
Так что до встречи во второй части.
Up