Обучение по Гальперину.
Пётр Яковлевич Гальперин - советский психолог. Созданная им система обучения называется «Теория поэтапного формирования умственных действий».
Звучит достаточно заумно. Особенно озадачивает словосочетание «умственные действия». Что это за странные действия такие? И какое они имеют отношение к обучению?
К сожалению, сходу объяснить невозможно. Но дальше станет понятно.
Система Гальперина - поистине революционная система. Она позволяет:
- Обучать чему угодно.
- Обучать с заведомо надёжным результатом.
То есть обучение из стихийной деятельности превращается в строгую точную процедуру.
Я изложу своё понимание системы Гальперина. Оно может отличаться от первоисточника.
Принципы обучения по Гальперину.
Принцип №1. Любое обучение есть обучение ДЕЙСТВИЮ.
Этот принцип очевиден при обучении двигательному навыку. Например, писать, рисовать, танцевать и т. д.
Он менее очевиден при обучении истории или анатомии. Однако, что значит «знать анатомию»? Как мы определим, что человек её знает?
- Он может НАЗВАТЬ любое анатомическое образование.
- Он может ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ любое анатомическое образование.
То есть, обучая человека анатомии, мы обучаем его называть и визуализировать. Кстати, «визуализировать» - это как раз пример умственного действия.
Таким образом, обучение пониманию текстов, уверенности в себе и даже счастью - это обучение ДЕЙСТВИЯМ.
Следствие из принципа №1: Ученик обучается тому, что он ДЕЛАЕТ.
Чтобы понять, чему человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО учится, нужно посмотреть, что он в процессе обучения ДЕЛАЕТ. Например, большинство школьных предметов учат:
- Воспроизводить по памяти научные тексты,
- Решать искусственные отвлечённые задачи,
- а также списывать, выпрашивать оценки, подсказывать и слушать подсказки и т. д.
Чему мы учим человека, заставляя его что-то делать? Учим действовать только под воздействием насилия.
Практическое следствие из принципа №1: Первый шаг к организации обучения - решить, какому ДЕЙСТВИЮ собираемся обучать.