Оригинал на
taburet.f5.ru
- Водка, пиво, печенье, шоколад, минеральная вода, - по вагону проезжает передвижной ларек-тележка от вагона-ресторана с измученной женщиной в качестве движителя.
Пассажиры уже в курсе дела, знают, что цены у нее очень высоки, так что молчат. Через полчаса все повторится и совсем не заметно, что количество товара уменьшилось.
Пиво в поезде Москва - Владикавказ стоит сто двадцать рублей. Не родная чешская Крушовица, не хорошие, что очень редко встречается, сорта российского бутылочного, а обычное, то, которое в магазинах Москвы обычно продается рублей по сорок. Я уж не говорю про другие города - там дешевле. То есть московское «дешевое» и втрое дороже. Цена назначена вагоном-рестораном.
- Кто вам устанавливает цены? РЖД? - cпросил я.
- Нет. Вагон-ресторан, - ответила несчастная тетушка с тележкой.
- А ему? РЖД?
- Нет, какое РЖД?! Вагон-ресторан - это частная лавочка.
- Во как!
Проводницы же в этом поезда продают пиво из-под полы. Скрываясь от вагона-ресторана. Им запретили. Конкуренция.
- Вы только не говорите, что брали пиво у нас.
- Хорошо. Скажу, что прине с собой.
Продают тоже, впрочем недешево. По восемьдесят.
Поезд остановился в Рязани и у моего вагона собрались сразу три проводницы из разных вагонов. Встретились и давай рассказывать про свою тяжелую жизнь. Я решил поиграть в журналиста на тайном задании и подслушал их разговор. Они быстро поверили, что из-за наушников в ушах я все равно их не слышу и, поначалу, когда я появился, понизив тон, вскоре опять стали говорить не скрываясь.
- Я же не успела тогда в Беслане взять. А тут мне приносят его по тридцать пять.
- Ого. Оно же в закупке, если в Ашане каком-нибуть покупать, по двадцать пять будет.
- Ну да, а что мне делать. Пришлось брать. Зато у меня вчера выпили восемьдесят банок.
Восемьдесят! А теперь посчитайте сколь высока рентабельность этого «малого бизнеса».
То есть я понимаю, что: зарплаты у них невысоки, «проводникам тоже жить надо» и «каждый крутится как может». Но удивительно мне это.
В итоге картинка: кривой такой типично российский бизнес. Частный (тоже сюрприз - не знал, что они могут не принадлежать РЖД) вагон-ресторан, назначающий нереальные цены и оттого прогорающий. Тоскливая бабушка-продавщица, возящая тележку с комерческим безумем по вагонам. Проводницы скрывающие факт, что они что-то продают, кроме печенья (это уже от РЖД), назнающие на свою контрабанду цену, которая кажется удовлетворительной только в сравнении с ресторанной.
Финалом стало бюджетное пиво рязанского разлива на платформе за шестьдесят рублей. Думаю, что в магазинах оно продается рублей по тридцать; закупочную цену можно представить смело разделив цифру надвое.
Я не понимаю этой бизнес-модели.
Впрочем, думается мне, что все в итоге не в накладе. Безальтернативность выбора не оставляет. Потому как пива-то хочется.