Есть, есть особенная прелесть в фантастических конвентах. Например, неслучайные совпадения. На питерской фантастической Ассамблее спускаюсь я по лестнице из своего номера рощинского отеля «Рай для вола» «Райвола» (а по чему ещё спускаться, лифтов там вообще нет, сплошные лестницы) и неожиданно слышу фамилию автора толстой книжки
«На границе кольца» (а я как раз её тогда читал). В маленьком холле, в который переходит лестничная площадка второго этажа, гуру Алан Кубатиев проводит семинар по фантастической повести и аккурат в ту секунду, когда я миную небольшую группу будущих мастеров средней формы, произносит: «А теперь - Russell D. Jones!». Фамилия, сами понимаете, сугубо иностранная, но, ещё до Ассамблеи, впервые открывая книгу, я сразу сообразил, что это псевдоним (переводчик-то не указан) и заинтересовался, кто за псевдонимом скрывается. А тут - зверь на ловца! Получаю у Алана разрешение поприсутствовать и всё узнаю: и краткую биографию автора, и его достижения (из уст автора), и то, как автор этот выглядит. А вам не скажу, потому как не уполномочен.
Сама книжка достаточно любопытная, правда, на заскорузлого любителя социальной фантастики Ларионова явно не рассчитанная. Порой я думал: «Ну зачем, зачем я это читаю?», но перверсии и перипетии запутанной борьбы не очень положительных героев с представителями очень тёмных сил заставляли поглощать страницу за страницей. Слои мироздания, Порталы, Большой дом, Гьершаза, самозародившиеся духи-Держители московского метро, Отвратни самого разного пошиба и степени вредности, бессмертный Лоцман, Обходчик-Страж Границы,
Кукуня, Макмар, девочка Варя со своей двойницей Гийолой и другом-духом Беседником, отвратительные Вражницы: огромное количество персонажей, событий и артефактов в большом, добротно логически и сюжетно выстроенном тексте. В финале - пафосное спасение Москвы, безжалостно и страшно уничтожаемой Ангелами Смерти.
Чего лично мне не хватало? Сам смутно представляю… Наверное, смущала некая герметичность произведения, несмотря на упомянутое выше разнообразие событий, героев и этических задач, решаемых этими героями. Маг-Обходчик по кличке Дед, присматривающий за Землёй, чтоб к нам не лез кто попало, его ученица-сожительница Злата, его племянница Варя (вроде бы обычная пятнадцатилетняя московская школьница, но в ближайшей перспективе тоже волшебница), плюс всяческие сверхнелюди с нечеловеческой моралью - вот герои, населяющие вселенную романа. Именно они общаются, конкурируют, борются друг с другом, пытаются уничтожить или спасти мир. А обычные люди оказались практически за пределами интересов автора. Обычные люди выступают в роли бессильных статистов или марионеток, полностью подчинённых воле всесильных супергероев. Я уж не говорю о партиях, правительстве, МЧС, армии и прочих силовых структурах, которых в романе просто нет. :)) Шучу-иронизирую, но с долей праведной обиды. Не за что зацепиться, хоть как-то поучаствовать - эмоционально холодный мир романа (кстати, суровый Обходчик, в своё время добровольно подвергнувший себя чистке чувств, своеобразной эмоциональной кастрации, именно так и борется со своими противниками - замораживает) держит читателя в напряжении, но в напряжении ледяном. Что ж, пришла пора таких книг, давно пришла: сверхзадача в них отсутствует, молодёжь во ВТУзы и строить БАМ они не зовут…
И всё-таки роман к чтению рекомендую.
Всем, кто моложе меня.
А уж тем из них, кто постоянно пользуется московским метрополитеном - обязательно. потому как Московское метро и есть самый главный герой романа.
P.S.
Вот
здесь роман хвалят.
P.P.S.
Иллюстрации, нарисованные специально для романа, арт-постеры для романа от Dasha Ko и фан-арт от morteraphan можно найти здесь:
http://www.russelldjones.ru/ngk.htm Купить книгу На Границе Кольца