Не гайка, а медаль!

Jun 26, 2012 00:22

Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск № 115 от 26.06.2012

Не гайка, а медаль!
Василий ВЛАДИМИРСКИЙ

В петербургском Центре современной литературы и книги состоялась ежегодная церемония вручения литературной премии имени Аркадия и Бориса Стругацких (в просторечии - «АБС-премия»), присуждаемой за лучшие произведения в жанре фантастики.

«Фантастика - литература!» - этот нехитрый тезис братья Стругацкие, не жалея времени и нервов, отстаивали с середины прошлого века. Свободный рынок сместил акценты: да, фантастика - литература, но преимущественно массовая, коммерческая, сугубо нишевая. Меряющая успех тиражами и гонорарами - и живущая ожиданием гонораров и тиражей.

Но времена меняются. Сейчас, когда один из тиранозавров российского книжного рынка («АСТ») пал в неравной схватке с неодолимыми силами природы, то есть с Федеральной налоговой службой, а второй («Эксмо») размышляет, стоит ли поглощать останки поверженного конкурента, фантастов, ориентировавшихся на массовую аудиторию, лихорадит от дурных предчувствий. Время недвижимости, купленной «в счет аванса», закончилось: придется отрабатывать каждую копейку. В этом новом контексте неизбежно возрождение интереса к иным методикам оценки значимости литературного произведения - например, к премиям, вручаемым авторитетным жюри.

Одна из таких наград - премия имени Аркадия и Бориса Стругацких. Вручалась она уже в четырнадцатый раз - сегодня это одна из старейших литературных наград, существующих в нашем городе. Шесть произведений-финалистов 2012 года в двух номинациях традиционно назвал Борис Стругацкий. Окончательную же судьбу медали «Семигранная гайка» и конверта с солидной суммой определило жюри, состоящее из семнадцати писателей и критиков Петербурга, Москвы, Саратова, Волгограда, Новосибирска и Красноярска.

Победителями стали: в номинации «Художественное произведение» - Наум Ним с романом «Господи, сделай так...» (в шорт-лист вошли также «Мы, народ...» Андрея Столярова и «Че Гевара. Книга 1. Боливийский дедушка» Карины Шаинян); в номинации «Критика и публицистика» - Сергей Переслегин со сборником статей «Опасная бритва Оккама» (с этой книгой конкурировали два биографических исследования: «Книга о Прашкевиче» Александра Етоева и Владимира Ларионова и «Братья Стругацкие» Дмитрия Володихина и Геннадия Прашкевича).

По окончании торжественной церемонии ответственный секретарь жюри «АБС-премии» петербургский писатель Николай Романецкий раскрыл «Санкт-Петербургским ведомостям» некоторые нюансы присуждения награды.

- Сегодня в России как минимум три десятка наград в области фантастики. Чем «АБС-премия» принципиально отличается от остальных?

- Все премии делятся на «авторитарные» и «демократические». «Авторитарные» вручаются по решению одного человека - как, к примеру, «Бронзовая улитка», лауреатов которой определяет лично Борис Натанович Стругацкий. У «демократических» это делает либо специальное жюри, либо общее голосование участников фестиваля. «АБС-премия» отличается тем, что она «авторитарно-демократическая». Шорт-лист, от трех до пяти произведений в каждой номинации, определяет Борис Натанович Стругацкий, рассмотрев при этом несколько десятков текстов из лонг-листа. А уже из шорт-листа голосованием семнадцати членов жюри выбирается лауреат.

Второе отличие - материальное. В большинстве случаев лауреат получает диплом и какую-нибудь «бронзулетку»: статуэтку и тому подобное. У нас дела обстоят иначе. Все дипломанты, произведения которых попали в шорт-лист «АБС-премии», получают еще и денежный приз. А лауреаты - дополнительный денежный приз и медаль «Семигранная гайка».

- Изменился ли за 14 лет существования премии спектр тем, которые поднимают авторы-финалисты, литературные приемы, к которым они тяготеют?

- Борис Натанович Стругацкий, как правило, включает в шорт-лист произведения, связанные с окружающей нас действительностью, повести и романы, относящиеся к жанру фантастического реализма. Поэтому и спектр тем меняется соответственно с изменениями, происходящими в стране и мире. Литературной же основой для награждения является высокая художественность, с которой выражены старые добрые Чудо, Тайна и Достоверность. Именно на этих элементах держится качественная фантастика.



Романецкий, АБС-2012

Previous post Next post
Up