Недавно я писал о том, что испытываю некоторое раздражение от «одинаковости» ряда вещей Эдуарда Веркина. Тем не менее, я снова и снова открываю его книги… Попробую сам себе объяснить, почему я это делаю.
Во-первых, прозу этого писателя нельзя однозначно отнести к категории young adult. Отнести-то можно и относят, конечно, но «юношеская» проза Эдуарда Веркина любопытна и взрослым. Кстати, взрослые наверняка почерпнут из неё больше, чем дети, лишь взрослые люди по достоинству оценят её многослойность, аллюзийность и неоднозначность. Веркин, как никто, владеет умением описывая будничную действительность, неожиданно срывать с неё завесу унылой повседневности, выводить читателя на широкие обобщения, открывать новые смыслы, не всегда радостные…
Во-вторых, «одинаковость» повестей Веркина лишь кажущаяся, в каждой из них с присущей только данному автору своеобычностью исследуются самые разные проблемы. К тому же, вещи Веркина могут жанрово относиться как к сугубо реалистическому, так и к мистико-фантастическому диапазону. Наверное, просто не нужно читать много Веркина (а он, надо сказать, плодовит))) подряд, надо его чем-нибудь перемежать.
В-третьих, Веркин традиционно пишет о жизни и проблемах обитателей небольших провинциальных городков и посёлков. Поскольку я сам вырос в таком месте, могу заверить, что писатель весьма достоверно и адекватно рисует провинциальное существование, вроде бы скучное и неинтересное, но как раз у подростков оно может быть чрезвычайно насыщенным. Во всяком случае, юные герои Веркина скучать себе не дают, всегда находят какое-нибудь весёлое, странное и захватывающее занятие. Читать об этом занятно.
В-четвёртых, проза Веркина о «периферийных» подростках благодаря некоей своей немножко искусственной, но вполне гармоничной вневременности обретает качества «вечной». Например, я был подростком полвека назад, а Веркин пишет о тинейджерах из времён, значительно более близких к сегодняшним, тем не менее, читаешь - словно о себе, видишь какое-то полузабытого отражение себя. Это привлекает.