Георгий Мартынов. Гость из бездны (4)

Nov 27, 2020 19:50

Перечитать «Гостя из бездны» ленинградца Георгия Мартынова меня заставило знакомство с романом петербуржца Евгения Водолазкина «Авиатор» (2016). У Водолазкина герой попадает из двадцатых годов прошлого века в девяностые, и автор прилежно описывает ужасы бытия в лагере на Соловках (где главного персонажа заморозили) и невзгоды девяностых в Питере (где его вернули к жизни). О переживаниях и рефлексиях человека, вырванного из контекста своей эпохи, профессиональный филолог Водолазкин пишет многословно и надрывно-красиво. Тем более, что про Соловки и «лихие» девяностых нынче писать не страшно, только ленивый по ним не отстрелялся… Я-то бы предпочёл, чтобы героя Водолазкина оживили поближе к нашему 2019-му, чтобы бы посмотреть, как его герой ищет себя в сегодняшней непростой действительности…

Георгий Мартынов в «Госте из бездны» тоже уделяет очень большое внимание нравственным мучениям Волгина, связанным с поисками своего места в мире будущего. Именно данный слой романа кажется мне особенным, непривычным, нестандартным, выламывающимся из фантастики шестидесятых. Мартынов, видимо, серьёзно размышлял над этим аспектом и ярко высказал своё отношение к ощущениям человека «затерявшегося в будущем». Кстати, эти слова подсказаны американским фантастом Робертом Шекли, сообщившим мне в интервью, что он уже давно затерялся в будущем. Так вот, в своём романе «Спираль времени» (1966) Мартынов пишет: «Человек и его время неразделимы! Ни в прошлом, ни в будущем человек не может быть счастлив. Его счастье - в настоящем, каково бы оно ни было. В том, с чем он связан бесчисленными нитями с момента рождения, в том, что создало и сформировало его сознание и восприятие окружающего мира. И вне этого мира для человека нет и не может быть подлинной жизни. Разум человека живет в среде, которой он создан. И эта среда для него единственная!»

Наверное, это лучше всех понимают пожилые люди. Ведь старикам трудно живётся не только потому, что их мучают физические недуги и проблемы с деньгами. Навсегда ушли их друзья, безвозвратно ушло их время. Острое, почти болезненное внимание Мартынова к проблеме одиночества и соответствия человека своему времени (не исключено, что это было связано с прогрессирующим недугом писателя, приведшем к практически полной потере слуха) подтверждает и его очередная книга. В 1963 году молодёжный журнал «Смена» печатает роман «Гианэя» (книжное издание появится в «Детлите» в 1965 г.), посвящённый трагическому одиночеству космического масштаба, от которого страдает загадочная инопланетянка. Кстати, многие книги Мартынова, за исключением романа «Гость из бездны», выходили в издательстве «Детская литература», но по своей сути и многомерности вовсе не были такими уж «детскими». Фантаст Мартынов хорошо знал, что «для детей надо писать, как для взрослых, только лучше».

Под названием «Встреча через века» в советском молодёжном журнале «Смена» (№№17-24 за 1961 г. и 4-6, 8 за 1962 г.) была опубликована сокращённая версия романа. Иллюстрировали текст художники А.Бабановский и Г.Новожилов.
Ниже - одна из иллюстраций:



Консультации и аудит документации для управляющих компаний, ТСЖ и ТСН, а также главных специалистов и управляющих в сфере лифтового хозяйства. Помощь в выборе обслуживающей лифтовой компании и подготовке документов по эксплуатации лифтов, регистрация лифтов в Ростехнадзоре: здесь. Предоставляется квалифицированный ответственный по лифтам для организации решения различных вопросов.

"Смена", Бабановский, Мартынов, мои материалы, Водолазкин, Новожилов

Previous post Next post
Up