ЧАСТЬ I ЧАСТЬ II Когда имеешь дело с некромантами - нужно понимать, что тебе грозит.
В первую очередь, стоит опасаться их слуг. Косот (Kosoth), командующий нападением на Серебряную Розу, привел с собой 46 воинов. Вооружение их было разнородным, однако, весьма неплохим. Некоторые имели арбалеты и луки. Другие - щиты и мечи, либо топоры. У третьих, людей или гоблинов, имелось даже двуручное оружие - мечи-двуручники или большие секиры. И все были облачены в доспехи, медные, бронзовые или железные.
Общее у всего этого разношерстного воинства было одно: все они были ходячими мертвецами, бесстрашными и нечувствительными к ранениям, фатальным для обычных бойцов.
Вторая опасность - сами некроманты. Чаще всего, они прячутся за спинами своих мертвецов-марионеток, не вступая в бой. Их интересуют трупы, которые можно поднять. Огромной ошибкой может стать расположение пастбищ вне крепости: мертвецы быстро перебьют коров, яков и буйволов, а некроманты тут же присоединят скотину к своим силам. Тот же самый як - замечательная скотина, вырастающая до 1 млн. куб. см., в 12-15 раз больше дварфа по размерам. Обретя мертвецкую злобу и малоуязвимость - зомби надо разрубить на куски, чтобы уничтожить, - он способен натворить дел. В случае, если нежить даже порублена, она снова оживляется некромантами: словно в старом ужастике «Реаниматор», теперь ползают руки, ноги, даже волосы… По этой причине даже кухонные помойки опасно размещать вне крепости - вскоре крепость будет иметь дело с ожившими отбросами. А уж если довелось когда-то одолеть гигантского орла, слона, гигантского аллигатора (в 50 раз больше дварфа) или целого дракона - и оставить скелет валяться в округе…
Поэтому дварфы со всех ног удирали в крепость - поднятая тревога созывала всех, кроме военных, в таверну, - а колонна зомби шагала на штурм.
Видимо, ненависть, которую Косот питал к дварфам, полностью его ослепила - повелитель нежити надменно шествовал впереди колонны, вместе с обоими своими подручными, младшими колдунами. Кто знает, что в голове у некромантов - бессмертных колдунов, начитавшихся запретных табличек? Очевидно: безумие, ведь в «вестибюле» Серебряной Крепости стояли ловушки.
И Косот, и остальные колдуны попались в клетки. Компанию им составил зомби-гоблин. На этом ловушки с клетками закончились, оставалась только оружейная ловушка. Шагнувший в нее мертвец попал в ужасающую "пилораму" - вращаясь, его ударили два гигантских зазубренных диска. Отлетела нога и рука… Даже чудовищно искалеченный, он упрямо полз к двери в крепость, и следующие шагали за ним… На третьем мертвеце ловушка исчерпала свои возможности, заклинив.
Дверь была захлопнута перед самым носом у нежити. Осознав, что пути тут больше нет, колонна двинулась обратно на поверхность…
Первое столкновение с армией мертвецов прошло весьма успешно: колдуны сидели за решеткой. Правда, добраться до них было невозможно - если бы кто-то открыл дверь и сунулся, чтобы забрать клетки, зомби успели бы вернуться. Тем не менее, армия нежити лишилась своих кукловодов, а также, пополнения за счет убитых животных и найденных останков.
Оставшиеся марионетки по-прежнему были смертельно опасны и многочисленны.
Отряд Стрелков был отправлен в Башню Оборотня и принялся осыпать мертвецов ливнем арбалетных болтов через бойницы. Однако, медные болты не сработали. Разумеется, любое количество рано или поздно переходит в качество, и ходячие трупы рано или поздно разваливаются на части… Но высыпать на это сотни болтов было сочтено неэффективным.
Расклад сил
Сделаю небольшое отступление, осветив боевую систему игры. В ней нет такого привычного игрового показателя, как «количество жизни» у существ - они состоят из частей тел, включающих в себя органы. Молоты вызывают переломы и отбрасывают противника. Копья - наносят точечное, но очень глубокое повреждение, что хорошо против больших чудовищ, позволяет поразить их органы. Топоры - отсекают конечности и прочие части. Мечи - нечто среднее между топорами и копьями, послабее первого и второго в их сильных сторонах.
Броня помогает перенести удар, как и оружие, ее свойства сильно зависят от материала. Медь, которой в крепости имелось более 100 слитков, обеспечивала наихудшие свойства, несколько улучшенные за счет Кузнеца. Он часто выдавал превосходное или мастерское оружие, которое более смертоносно…
Кидаться на врага «в чистом поле» было бы полными безрассудством: даже если поставить в строй всю крепость, все равно, мертвецы будут иметь численное преимущество как минимум на 30%, а также, будут лучше вооружены. Даже если бы и удалось их перебить, то способных потом отпраздновать «победу» дварфов едва ли наберется и два десятка.
Следовало разработать другой, менее самоубийственный план, альтернативный массовой контратаке. При этом, в крепости было мало ресурсов для любого плана: дерева и полученного из него угля оставалось единиц 10, чего было мало даже для довооружения Щитоносцев.
Возвращение в Пещеры
Добыть древесину можно было только в Пещерах, вырубая подземные деревья - благо, пауки там, вроде бы, уже не лазили. Они ушли с карты. Туда был спешно послан отряд лесорубов. Полетели щепки, забегали носильщики, между 22-м уровнем Пещер и 14-м Складского Яруса. И начались первые нехорошие события - хотя пауков-то и не было...
Проникший из пещер гремлин был обнаружен на Складском Ярусе, самим Альваро, таскавшим бревна вместе со всеми - чтобы делить опасности с другими дварфам. Его пес по кличке Варг разорвал зловредное существо, которое могло, к примеру, отворить дверь наверху и впустить нежить…
Кузнец лихорадочно клепал необходимые крепости вещи - 5 медных щитов, медные же топоры и диски для новых ловушек, медные клетки, - и требовал все больше топлива. Топлива требовало и производство мыла, необходимого для оснащения госпиталя, куда в будущем смогли бы поступить сразу несколько раненых. И работа лесорубов не останавливалась ни на минуту.
Первой жертвой стала младенец Пряхи - дварфийки, назначенной на ткацкую работу для производства бинтов, а соответственно, собиравшей паутину. Дварфийки носят младенцев с собой, покуда те не превратятся в детей - поэтому младенец погиб при нападении гигантской жабы, а сама Пряха угодила в больницу с ранениями. Второй пострадала Младшая Дрессировщица, таскавшая лес - ей выскочивший из-за угла пещерный крокодил откусил ногу. Оба события произошли 302-VII, осада шла уже 3 месяца…
Щитоносцы оба раза спускались в пещеры и наводили там порядок, без особого труда настигая и уничтожая мелких и средних тварей. Две зарубленные там жабы и тритон, которого Бранда забила деревянным мечом, пошли на разделку. Полученной из них кожи хватило, чтобы обеспечить всех Щитоносцев кожаной броней - она прикрывала торс и плечи и была получше, чем обычная одежда.
Вверху, где бродила нежить, тоже хватало жертв - хоть они и не принадлежали к Серебряной Розе, - это были путешественники, которых угораздило припереться к крепости в такое время. Там их встречали отнюдь не гостеприимные дварфы...
Несколько групп «охотников на чудовищ» остались валяться среди деревьев, одолев, в лучшем случае, одного мертвеца. Точно так же, разом навалившись со всех сторон, мертвецы убили и некую заезжую баронессу, которую нелегкая принесла в лихое место с эскортом из троих воинов…
Если бы некроманты не попались в клетки, то они оживили бы всех этих посетителей крепости, попавших не в то место, не в то время. Так бы их армия увеличилась десятка на полтора. Но колдуны, по счастью, находились «вне игры».
Восьмиглазое чудовище
Гигантский паук - все жители крепости надеялись, что эти твари больше не вернутся, - напал, как назло, очень внезапно (листая уровни, я обнаружил его уже «занятого делом»). Он бежал за Рубанком, несшим из Пещер бревно, и не заметившим опасности. Тут же прозвучала общая тревога. Щитоносцы выбежали из казармы и ринулись по лестнице вниз. Рубанок бросил бревно и ринулся наутек, в крепость…
Паук нагнал столяра у самых ловушек и дважды стрельнул в него паутиной. Дварф упал, и восьминогая тварь накинулась на жертву, вонзая в нее свои челюсти. Однако, недаром Рубанок был одним из самых непоседливых дварфов крепости (Активность 89/100) - он сумел вывернуться из паутины и кинуться дальше по коридору. Паук еще раз метнул в него паутину, и еще раз ужалил… Из последних сил Рубанок перебежал через спасительную линию ловушек - где и свалился от яда. Паук кинулся на него, чтобы уже окончательно добить - и попал в клетку.
Рубанок получил средние (однако, не фатальные) ранения. Раны были промыты и защиты в госпитале, а вот со штанами вышло посложнее - эти были полностью разодраны пауком, а других не имелось. Выписываясь из больницы, столяр закутывался в плащ, который пострадал поменьше.
Самоцветы Кузнеца
До плана Альваро и Родригес оставалось уже немного - оставалось выковать броню, пять комплектов кольчуг и панцирей, - но тут-то неожиданный фактор вмешался в процесс.
Кузнец, тащивший на себе все оружейное и доспешное дело, умелый мастер, стучал молотом день и ночь, не покладая рук. Однако, в один из дней его удары замедлились… и прекратились совсем. А затем раздался грохот - мастер гневно отбросил в угол заготовку медного шлема.
- Что такое? - испуганно спросил его подмастерье, Мартин.
- Это все не то!
В глазах Кузнеца плескалось знакомое дварфам безумие. Мастер наметил шедевр, дело всей своей жизни - остальное не имело значения.
Для его шедевра были нужны грубые самоцветы, слитки металла и кость. Процесс сбора ингредиентов застопорился уже на самоцветах: их попросту не было. Точнее, в ходе выработки породы шахтерам попадались небольшие кластеры камней, но это был или пирит, или молочный кварц - более 10 вариантов, и все в лучшем случае полудрагоценные, вроде разновидностей опала. Вполне вероятно, Кузнецу требовался драгоценный камень, и его следовало добыть как можно быстрее…
В Серебряной Розе сделать это было невозможно, и оставалась лишь одна надежда - дотянуть до каравана соотечественников, Древних Пик, которые всегда приходят весной, и купить у них драгоценные камни.
Для этого требовалось снять осаду. Если наверху будет по-прежнему рыскать нежить, то торговцы или не приедут, или будет уничтожены по прибытию. Даже если нанести удар в момент их приезда, объединив усилия с охраной каравана - торговать они уже не будут.
Случилось это 302-X, до весны еще было много времени, но медлить не стоило - да и не имело особого смысла, учитывая "странное настроение" Кузнеца, делать броню теперь было некому.
План
Накануне прихода нежити, наряду со строительством системы водоснабжения, были расширены и как следует отделаны подвальные помещения под Башней Оборотня. Диггеру были выстроены апартаменты не хуже, чем штаб Альваро: просторная спальня, отдельная столовая, небольшая кладовая с выпивкой и едой - чтобы скрасить отшельнику одиночество.
Теперь эти помещения, имеющие свой собственный выход на поверхность через первый этаж Башни, были оборудованы ловушками. Опустив плиты в Башне, открыв тем самым проход в крепость, можно было заманить нежить в подвалы и там дать бой. Сперва они должны были пройти через пять ловушек:
Как следует попиленные дисками, порубленные гигантскими топорами, подавленные падающими камнями, они вышли бы в последнее подвальное помещение - до строительства спален Жилого Яруса там находился общий барак. Там их встретила бы Родригес, Маласинта и остальные Щитоносцы, вооруженные отличными стальными топорами, а также экипированными медными щитами и кожаной броней (которая лучше, чем ничего). Для отвлечения атак мертвецов на пятерых бойцов, в помещении разместили 7 боевых псов. Количество собак в крепости перевалило за 30, и многие прошли тренировку в боевых животных.
А также, в подвале находился Восьмиглаз. Дело в том, что гигантский паук, едва не прикончивший Рубанка, и попавший в клетку, не был пущен на разделку: за него взялась одноногая Младшая Дрессировщица. Ужасная тварь оказалась очень умной - вскоре она научилась признавать своих, жителей Серебряной Розы. Хотя паук и не был настолько смышлен, как собаки, чтобы ему можно было дать боевую тренировку, он оставался большим хищником - а значит, при опасности действовал бы весьма агрессивно.
Поэтому прирученного арахнида отправили "на усиление" собачьей своры.
"Самый длинный день"
Рычаг, отпирающий Башню Оборотня, был нажат, прогрохотали механизмы, и проход в Серебряную Розу отворился. Учуяв запах живых существ, мертвецы ринулись в крепость, со всех сторон.
Первый из них попал в клетку. Второй был расплющен упавшим камнем - рухнувший с потолка валун расплющил ему всю верхнюю половину туловища. Третий свалился, пройдя две оружейные ловушки. Четвертый - перестал шевелиться, угодив в третью, последнюю, где по нему ударили разом несколько медных копий и топоров...
Идущие следом за ними тоже получали повреждения - однако, ловушки или переставали работать, исчерпав свой заряд (те же диски пилят лишь три раза), или заклинив от попавшей в них плоти (20%-ная вероятность).
Алчущая крови нежить ринулась в просторное помещение, бывшее когда-то бараком, чтобы столкнуться с защитниками крепости. На них накинулись псы. Восьмиглаз не подвел, пустив из-за спин Щитоносцев свою паутину - хитрый арахнид придерживался своей обычной тактики, боя на расстоянии, покуда неприятель не был обездвижен. Лишенные конечностей в ловушках, опутанные паутиной мертвецы падали на каменный пол, где их добивали топорами.
Первого уничтожила Бранда, - теперь у нее был не деревянный, а стальной короткий меч, и она снесла зомби голову.
Жуткая бойня продолжалась, покуда "конвейер смерти" не пришлось остановить, перекрыв вход в крепость - расползавшиеся от разложения трупов миазмы сделали происходящее совершенно неразличимым (в игре они выглядят как ядовито-пурпурные облака). Гражданские дварфы, получая от этой вони и вида исковерканных останков впечатления, способные травмировать психику, принялись за работу: очищать от мерзкого фарша ловушки, тащить части тел и трупы на свалку.
Снаряжение мертвецов тщательно собиралось и сортировалось на складах - в будущем его можно было использовать и переплавлять, причем, было много железного...
Так проходил день за днем. Щитоносцы не выдерживали на позициях без сна - и время от времени приходилось давать им отдых. Несмотря на то, что свалка отбросов на Кухонном Ярусе 11-го уровня глубины была просторной, оборудованной двумя дверями, чтобы вонь не расползалась оттуда по крепости - был оборудован еще пресс для полного уничтожения плоти и лохмотьев, потому что на складах начало скапливаться совершенно никчемное барахло.
"Самый длинный день" растянулся в несколько месяцев, настолько мрачных, что никто и не отмечал новый 303-й год.
Потери
Во время запуска мертвецов, из-за клубящихся миазмов не удалось понять, что в подвале Диггера еще работает уборщик - один из фермеров, посланный на сбор снаряжения и останков. Закрыть плиту не успели - перепуганный фермер заверещал от ужаса и рванул наверх, на поверхность, где за ним принялась гоняться нежить. Мертвецы умело взяли паникера в клещи и зарубили, прямо на торговой площадке...
Один из зомби-гоблинов сумел проникнуть через тонкий потолок Яруса Ферм, добраться до главной лестницы и убить проходившего там с грузом шахтера. Этот зомби был зарублен Родригес - но она успела туда уже после того, как он серьезно изранил Брунхильду из отряда Стрелков.
Паутина Восьмиглаза не давала 100% гарантии, что мертвец из нее не выпутается. Удары, которые они наносили по Щитоносцам, всегда могли стать фатальными. Но удача была на стороне бойцов. Восьмиглаз несколько раз бросался на прорвавшихся зомби, скованных паутиной, и следущие атаковали его - приходилось отбивать полезного арахнида всем отрядом бойцов.
В схватках были потеряны две собаки.
Конец осады
Последние мертвецы были забиты топорами 303-I, и надпись SIEGE в углу экрана исчезла.
На счету Щитоносцев оказалось 18 мертвецов. Бранда зарубила 4, Ротгар 5, А Родригес всего лишь одного. Больше всех одолела Маласинта: 8.
Пару штук разорвали собаки, кого-то одного - паук, в общем, половина была перебита в рукопашную, а половина - разделана в ловушках. Имелось и пятеро пленных: два мертвеца и три некроманта, включая и главаря Косота.
Число трофеев казалось даже чрезмерным: ведь помимо экипировки полусотни мертвецов на поверхности упокоились десятка два бардов и разного рода "истребителей нечисти"... Среди принадлежащего теперь Серебряной Розе имущества имелось и с десяток книг.
К превеликому сожалению, Кузнецу не удалось дотянуть до конца осады: буквально за день до того, как прикончили последних зомби, уже сошедший с ума Кузнец умер от обезвоживания (отказался принимать пищу и питье).
Для него и еще двоих жертв осады была вырыта отдельная гробница.
Field of dead
Кто знает, быть может, в этом и заключался план некроманта-главаря? Безумный колдун желал завалить все окрестности Серебряной Розы телами, зная, как это повлияет на моральное состояние жителей крепости?
Решительно все получили огромное количество "несчастливых мыслей" - вдыхая миазмы и наблюдая повсюду трупы. За 9 месяцев осады никто не выходил наружу, и теперь дварфов скручивали на поверхности спазмы рвоты - пещерная болезнь, которая должна будет пройти через некоторое время, но пока тоже угнетающе сказывается на настроении... Было некогда решать вопросы с одеждой - и все население уже пообносилось до лохмотьев. Некоторые и вовсе ходили полуголыми, без штанов или рубах - еще нагрузка на психику...
Будто тяжелая туча повисла над Серебряной Розой, и вскоре, быть может, ей суждено озариться вспышками молний - безумия, в которое будут скатываться дварфы, и которое, порой, принимает самые разрушительные формы...
Предстоит сыграть и это выяснить.
...Продолжение следует...