"Для современной культуры требуются автоматы. И люди явно утрачивают приобретенные ими привычки к независимости, превращаются в автоматы, в части машины. Невозможно сказать, где конец всему этому, где выход, есть ли вообще выход. Одно не вызывает сомнений: рабство человека возрастает и усиливается. Человек делается добровольным рабом. Он более не нуждается в цепях, он начинает любить своё рабство и гордиться им. И это - самое страшное, что может с ним произойти."
"В поисках чудесного", гл.15
И как результат, наша совесть постепенно уступает место навязанной морали, естественное стремление к приобретению подлинной индивидуальности уступает обману и гипнозу ложной личности, наше восприятие себя схлопывается до уровня материального тела с его желаниями (того, что Гурджиев называл "святым отрицанием"). В христианстве это называется "падением в саркс" -- плоть, однокоренное с саркофагом -- состояние, подобное смерти. А мёртвые при жизни, мы также не имеем никакой надежды на будущее:
"И вот, мой мальчик, и в наличии каждого из этих твоих любимцев с вездесущим Окиданохом происходит процесс «Джартклом», и в них все три его святые начала сливаются самостоятельно с прочими космическими кристаллизациями и идут на соответствующие осуществления; но так как, главным образом, благодаря уже упомянутым ненормальным условиям существенского существования, ими же самими постепенно установленными, они окончательно перестали выполнять существенские «Парткдолгдюти», то, вследствие этого, из этих святых начал всего существующего для их собственного наличия, кроме одного отрицающего начала, ничто другое не претворяется.
Кристаллизации, возникающие в их наличии от первого и третьего святого начала, почти все идут только на обслуживание общекосмического Трогоавтоэгократического процесса, а для облекания их собственного наличия идут только кристаллизации от второй части вездесущего Окиданоха, а именно от «Святого Отрицания», и потому большинство из них остаются с наличием, состоящим только из планетного тела, и так, сами для себя, уничтожаются навсегда."
"Рассказы Вельзевула своему внуку", гл.17
Поль Сезанн. Три черепа