о дыхании времени и смежных космосах

Oct 04, 2010 12:16

Что такое бесконечность? Только ли это бесполезная математическая абстракция лежачей восьмёрки, дурная бесконечность по товарищу Гегелю, или же она может иметь практический смысл и определённое количественное значение в отношении своего предела ( Read more... )

worlds, breathing, universe, time, psy math

Leave a comment

Comments 7

sozer_zatel October 4 2010, 13:58:49 UTC
Интересно, хотя немного путано показалось при первом прочтении:)
Очень мало отведено человеку в масштабах вселенной. Но и то, что отведено мы нередко расходуем бездарно.
В пределах одной жизни время то замедляется, то ускоряется; это может и субъективное ощущение, но для человека оно всегда актуально.

Reply

larkin_donkey October 4 2010, 19:48:50 UTC
Ну, то что путано - не удивительно)) Время это такая штука, что когда не думаешь о ней, она кажется очевидной, а как только начинаешь задумываться - сразу становишься в тупик.

Насчёт субъективного ощущения хода времени - согласен. Возможно, объективное время где-то и существует, но в наших ощущениях оно всегда субъективное. И скорость его течения меняется не только в пределах жизни, а от момента к моменту, в зависимости от нашего состояния, пропорционально течению ассоциаций в нас и т.д. Например, можно томиться ожиданием назначенной встречи с прелестной блондинкой, так что прошедшие 5 минут покажутся часом... В другое же время может быть всё наоборот.

Reply


nandzed November 13 2010, 14:49:16 UTC
Вы не можете говорить непосредственно о времени, потому что это вы в нем, а не наоборот, и все, что у вас есть - это восприятие. Восприятие, в частности, его последовательное осозвание - по мере поступления сведений, ощущений - порождает такие вещи, как деление последовательного восприятия некоей протяженности - как пространства, так и времени - на некие опорные для восприятия отрезки - вдох-выдох и т. д. вплоть до т. н. бесконечности, потому что то, что мыслит человек под этим, вовсе не обязательно существует именно таким образом, как он представляет:). И уж тем более смехотворно заявлять о некиих константах. Это не время описывается, а наше его восприятие, не более того. Длительностьь - наиболее бытийственно-базовая характеристика. Если сможете выйти в своем восприятии за пределы длительности - не в иллюзиях чувств, а на самом деле, что, кстати, легко проверяется:) - тогда сможете и говорить о времени как таковом.

Reply

larkin_donkey November 13 2010, 16:32:31 UTC
Во первых, к счастью, я пока могу говорить о чём угодно -- конечно, на собственном уровне понимания. Тема для меня интересна, но она непростая. Если у Вас есть большее понимание этого вопроса -- с удовольствием выслушаю. Пока, увы, у Вас это получилось не очень, в духе утверждений типа "арбуз большой, а кожура ещё больше ( ... )

Reply

nandzed November 13 2010, 16:39:34 UTC
То, что люди уважаемы, еще не значит что уважаемы и их константы. Вы не сказали ничего по существу моего возражения.

Кстати, там про арбуз естьь не маловажное продолжение - "арбуз большой, но кожура больше, и она - везде", не такое уж смешное выражение, ИМХО.

И, тем не менее, проблема познания времени может быть снята только по выходе за его пределы. Это тоже не я придумал. Можно сослаться на "Калачакра-тантру", а можно просто на Эйнштейна, все кошерно.

Reply

larkin_donkey November 13 2010, 20:26:42 UTC
Возражения слишком абстрактны, чтобы быть "по существу". Но вот "абстрактного" времени не существует -- для нас его восприятие всегда субъективно и зависит от места нашего осознания. Ваш "выход за пределы длительности, когда только и возможно будет говорить о времени" лишь описывает один из элементов подобного опыта. Но это не выход "за пределы времени" -- скорее переживание восприятия времени другого мира.

И я писал как раз про связь и взаимозависимость подобного восприятия, которую можно оценить даже количественно, если говорить о времени не как об абстрактной длительности, а в соответствии с принципом "время - это дыхание". Это не очень сложно понять и представить, если все миры, в которых мы существуем, считать живыми существами. А жизнь -- это прежде всего дыхание -- говорим ли мы об отдельной клетке или вечных пульсациях Космоса, как о дыхании Брахмы индуизма.

> проблема познания времени может быть снята только по выходе за его пределы. Это тоже не я придумал. Можно сослаться на "Калачакра-тантру", а можно просто на Эйнштейна ( ... )

Reply


larkin_donkey November 15 2010, 06:39:29 UTC
[чтобы не потерялось, по поводу претензий к кажущейся абсурдности "количественных" оценок временного / вневременного...]

Как раз опыт христианских мистиков - замечательный пример попыток осознания людьми взаимоотношений времени с вечностью, а также осознания существования разных категорий длящейся вечности. "Выход за пределы длительности" одного времени не означает ещё выхода за пределы времени вообще...

В абсолютном смысле, за исключением Божественной Вечности, как абсолютно вневременного, все эти "вечности" не вечны, так что "количественное" сравнение двух смежных "вечностей" вполне обосновано. Как пишет Успенский в книге "В поисках чудесного":

"В этой вселенной все можно взвесить и измерить. Абсолютное так же материально, как Луна или человек. Если Абсолютное -- это Бог, значит, и Бога можно взвесить, измерить, разложить на составные элементы, "вычислить" и выразить в виде определенной формулы".

Reply


Leave a comment

Up