"И крик второй раздался над Вселенной,
Но не было предателя меж нас."
Мищуки, "Монолог Иуды"
[В продолжение
темы, где уважаемый
creator_al упомянул об интересных ключах к евангелиям в книге Николл М., НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. КОММЕНТАРИИ К ЕВАНГЕЛИЮ]
Сама книга хорошая, да и Морис Николл - замечательный автор. Но, что касается толкования Писаний - собственных ключей у Николла как раз нет. Это, фактически, те же психологические комментарии в гурджиевском ключе к каноническим библейским текстам.
Причём, Николл в своих Комментариях вообще (наверное, осознано) не стал затрагивать радикальное гурджиевское позиционирование места Иуды в драме Христа, просто дал намеки на то, что Иуда сыграл наиболее трудную роль в некой сознательной драме.
Вариантов подобных трактовок, в рамках евангелических текстов, много. Но все они по смыслу акта отсылают нас к финалу мистерии -- распятью и последующему воскрешению. Как поется в песне:
"Предательство без низкого расчета
Возможно ли? Ответа Бог не даст.
Но Бог умрет навеки, если кто-то
По предсказанью Бога не предаст."
Гурджиев же как раз говорил, что в дошедшей до нас версии акцент акта Иуды полностью смещен и смысл утрачен. Изначальный смысл и акцент были, если можно их так сформулировать, на исполнении миссии Христа на Земле, подготовке и инициации носителей знания, способных продолжить дело после ухода Христа, не потеряв при этом связь с источником.
Но ко времени, когда, наконец, апостолы оказались готовыми, сама инициация -- она же Тайная вечеря -- уже не могла состояться по сложившимся обстоятельствам. Соответственно, и сама миссия Христа не могла быть выполнена... И подлинная роль Иуды тут оказалась как раз в том, что он смог в данной ситуации сохранить присутствие ума и духа, купив за пресловутые 30 серебряников самое важное на тот момент -- время... При этом, вся остальная часть мистерии, включаяя само предательство, сохраняется и не теряет своей напряженности.
Вообще, если собрать гурджиевские комментарии, включая замечания о роли Иуды, то получается довольно интересная картина -- во многом они крутятся вокруг утверждения о неверном понимании нами и изложении евангелиями смысла Тайной вечери и событий вокруг неё.
А сама история с Иудой была вставлена в книгу 'Все и Вся' как пример деградации процесса мышления человека, с переходом от нормального "существенского" мышления к современному ассоциативно-автоматическому:
"И таким своим мышлением современные твои любимцы разбирают и стараются понять писание, писанное для мышления существ, бывших современников Божественного Иисуса Христа, еще <подобнизированным/иносказательным> способом."