Одна из первых вещей, которые мы замечаем, вставая на путь работы над собой, а также то, что досаждает нам потом ещё очень долгое время - наша преобладающая склонность к критике других. Это подобно опасному заражению крови, постоянно прорывающемуся то здесь, то там - род духовного недуга, трудно подающийся исцелению - прежде всего, поскольку я не знаю его причины, а также не в состоянии пока признать его тем, чем он фактически является - не-дуг, что-то не в порядке. Именно это мы и называем болезнью - некое расстройство в функциях организма. Фактически, для всех врачевателей духа, таких как Гурджиев и другие подлинные учителя, любые мои подобные проявления критики, придирок и поиска ошибок в других всегда являются симптомами ошибочного отношения к себе, неправильного внутреннего баланса. Также и нам самим нужно уже уметь распознавать этот симптом. По крайней мере, пребывающие здесь некоторое время должны были уже научиться распознавать в себе подобную внутреннюю критику в её реальном качестве - как свидетельство некого расстройства в психической жизни - что в дальнейшем, если этот процесс будет правильно наблюдаться, может привести к более точному диагнозу, без которого никакое исцеление невозможно. Но конечно, эти наблюдения и сам диагноз никогда не окажутся лицеприятными и лестными для мистера Эго!
Неявным образом - обязывающим нас проработать данный материал самим - Вельзевул также может предостаточно рассказать об этом. Например, в своих "Рассказах" он говорит о различных "мыше-боязненных", дрожащих даже при виде этой самой робкой и безобидной из божьих тварей, но решительно обрушивающихся с критикой и обвинениями в трусости на любого человека, нашедшего в себе смелость признаться, что он немного нервничал при встрече со львом. Причём, как раз самые язвительные упрёки в этом случае всегда бывают именно со стороны "мыше-боязненных"... Это как раз не трудно проверить наблюдением в себе - в любой ситуации, самым лучшим местом для проверки - хотя иногда люди получают стимул для своих проверок, замечая признаки внутренней критики в других.
Точно также, как существует множество видов гриппа или обычной простуды, существует много разновидностей и у внутреннего критицизма, некоторые из которых более смертоносны, чем другие. Скажем, когда я нахожусь в (определённого рода) плохом настроении, любой при этом, кто попадается мне в этот момент на глаза, становится объектом для критики.. Но есть также люди, в которых это состояние является практически постоянным. И постепенно вы начинаете подобные типы распознавать. Выражение их лица чаще всего кислое и подозрительное. Они обычно настолько поглощены этим своим внутренним состоянием, что не придают при этом особого внимания тому, что творится вокруг них. Они всегда полны страхов, вплоть до степени паранойи, что, бывает, доводит их даже до психиатрической клиники. А - иногда - и я становлюсь точно таким же! Но в практике самонаблюдения, я начинаю постепенно распознавать характерные выражения и жесты, также как начинаю видеть, что происходит при этом в моём внутреннем мире.
Любые проявления внутренней критики всегда сопровождаются особой негативностью и механистичностью. Фактически, прежде чем пытаться самому что-то делать, я сразу начинаю критиковать делающих, что они делают не то и не так... Я тут же начинаю придираться, искать в других недостатки... Действительно, работать самому всегда трудно - то ли дело, выискивать недостатки, придираться, насмехаться - и я тоже иногда ловлю себя на подобном занятии - гораздо чаще, чем того хотелось бы... Причём, не только моя собственная внутренняя жизнь наполнена подобным, но все эти критические реакции могут идти далее наружу, часто весьма деструктивным и пагубным образом, особенно если при этом присутствуют другие люди, в аналогичном негативном состоянии. Я могу весьма ловко маскировать собственные слова и реакции, украшая их какими угодно добродетельными и похвальными мотивами, но реально моё поведение оказывается прямо разрушительным. Я всегда желаю при этом кому-то или чему-то поражения. Перечитайте ещё раз Отелло и обратите особое внимание на характерный в этом смысле персонаж Яго. Во мне также есть свой собственный Яго.
Сегодня может быть полезно также посмотреть, можем ли мы реально наблюдать свои автоматические реакции, побуждающие нас к внутренней критике. Это потребует от нас особой алертности, поскольку природа подобных реакций находится довольно глубоко в нас, а кроме того, мы делаем это - критикуем - настолько часто, что такие реакции стали уже неотъемлемой частью пейзажа нашей внутренней жизни. Будучи всегда в этом пейзаже, я постоянно упускаю их из виду. Но сегодня я не пропущу и увижу их. И когда я замечу, что во мне возникает такая критика, я задам себе один простой вопрос. Если это уместно, я спрошу себя: "А могу ли я делать то, в чём критикую другого? И если нет, то почему?" или, как вариант: "Тебе не нравится как это делает он? Прекрасно! Тогда сделай это сам!"
Посмотрим, повезёт ли вам увидеть такой подходящий критицизм в себе, а далее также обнаружить, в чём же этот внутренний критикующий блефует? Это может оказаться небольшим шоком, моментом относительного сознания. Будьте абсолютно уверены в одном. Любые ваши - также как мои - внутренние критические реакции всегда бессознательны. Но как долго могу я продолжать вести себя так?
~ • ~ • ~
A.L. Staveley, Themes, v1
"Inner Criticism of Others"
/ Two Rivers Press, 1984 /
перевод:
larkin_donkey