Путь к свободе: Личность.

Jun 18, 2016 14:17

[ Продолжение беннеттовской серии тем, начало здесь... ]

~ • ~ • ~
[Отвечая на наблюдения человека, решившего не курить.] Вы увидели, как выкуренная сигарета произвела специфический эффект на вашу способность ощущать себя или вызывать некое внутреннее движение энергий. Увидели вы это случайно, но когда говорили об этом, я смог распознать, что вам удалось найти в себе место, где у вас есть другой вид свободы. Там вы были свободны от самого себя и могли принимать решения.


Люди проживают свои жизни на том уровне самих себя, где практически отсутствует какая-либо свобода или способность определить, что произойдёт. Это уровень личности. Как я уже говорил раньше, очень трудно принять, что личность реально беспомощна и пуста. Способности к независимой инициативе в ней не больше, чем в костюме из вашего гардероба. Костюм тоже способен двигаться и менять свою форму, когда в него помещено движущееся тело, но в обычном состоянии он инертен. Аналогично и с личностью. Она будет двигаться лишь до тех пор, пока её влекут внутренние или внешние побудительные стимулы. Но вы можете видеть это снова и снова и всё же не быть убеждёнными в этом. Например, в упражнении "стоп" вы многократно можете наблюдать, что в данный момент действительно никого там нет, можете даже говорить себе самому: "Ладно, теперь я могу реально видеть, что нет никакого 'я' в моей личности; это всего лишь автоматичность", но смысл этого всё ещё не доходит до вас. Вы можете наблюдать это сотню раз, но он так и не дойдёт. Одна из причин в том, что это вселяет ужас. "Если я пуст, если нет никого, что станется со мной?" Поэтому мы закрываем и изолируем такое восприятие и это осознание так и не становится частью нас.

Моей задачей, если это будет возможным сейчас, является помощь тем, в ком созрело желание понять реальность такого рода вещей. В 1923 году Гурджиев дал по этой теме одну лекцию. К сожалению, основная часть её потеряна, но я сохранил некоторые заметки по ней и также хорошо помню ту странную диаграмму, которую он рисовал, где были показаны различные центры и форматорный аппарат. Комментируя её, он сказал тогда примерно следующее:

"Вы учили, что являетесь трёх-центровыми существами, что вы обладаете мыслительным, эмоциональным, двигательным центрами и они составляют основу вашей жизни. Но в реальности человек не живёт таким образом - человек живёт посредством всего одной вещи, а именно - через свой форматорный аппарат, поскольку это всё, с чем может жить его личность". Далее он изобразил диаграмму, в которой была показана одна маленькая деталь механизма спереди, очень похожая на вентилятор с расположенной сзади осью. Этот вентилятор просто засасывал всё, что попадало в область позади него, выдувая всё это в пространство. Он нарисовал стрелки, показывающие, что интеллектуальный центр не имеет никаких средств выражения через личность. Личность может выражать себя лишь посредством готовых слов, идей, привычных выражений и так далее, которые накоплены в форматорном аппарате. Ничего не приходит от центров напрямую, ничего не идёт напрямую к центрам. Человек не живёт даже в своей низшей части. Он живёт лишь в искусственной оболочке, окружающей эту низшую часть.

Проблема в том, чтобы суметь увидеть это для себя и понять, что дела обстоят именно так, приобретя постоянное изменение в отношении к собственной личности. Она не способна к развитию. В личности отсутствует какой-либо потенциал для трансформации во что угодно. Всё действительно стоящее зависит от нашего освобождения от личности и нашего прихода к сущности, чтобы именно сущность обладала инициативой.

Случайным образом, в нас может произойти сдвиг. Так, R рассказал о видении курения из другой части себя. Он мог при этом видеть курение как нечто, локализованное в основном в его личности. То же самое и с D, у которой произошёл кратковременный сдвиг, не связанный с какими-либо усилиями или достоинствами. Она также осознала появление возможности решения бросить курить. Подобные вещи должны быть подкреплены соответствующим упражнением решительности, поскольку, как она описала нам это, личность начнёт придумывать причины, чтобы снова закурить. Частично это связано с нежеланием личности утратить позицию, которую она в нас занимала до этого.

Гурджиев говорит о фиктивном сознании, которое человек называет своим сознанием, а также о реальном сознании. Всё сказанное относится именно к этому. И это не что-то невозможно далёкое. Если в вас есть реальное желание быть свободным от этого состояния иллюзии, то это возможно для вас. Но помните, что нельзя портить своё видение. Если вы видите что-то, никогда не начинайте его объяснять или пытаться что-то с этим делать. Момент видения достаточен и действенен сам по себе.

Личность будет перенаправлять всё по каналам форматорного аппарата. Вновь и вновь люди имеют сущностные восприятия, но они всегда, как только всплывают в сознании, сразу перехватываются личностью, превращаясь в слова, эмоции или что угодно другое, за исключением простого прямого осознания. Вся эта бесконечная возня с тем, что мы видим, есть злостная и масштабная кража возможностей.

Я помню, как впервые реально увидел это. Случилось это в 1933 году, когда я направлялся в Летнюю школу с Успенским. Успенский сказал, что мы остановимся на ночь в Гадсдене, а утром поедем дальше в Шорхэм. Он мог говорить бесконечно об интересовавших его вещах и, если вы были в состоянии это выдержать, можно было сидеть с ним всю ночь напролёт, до самого рассвета или позже, и пить при этом бутылку за бутылкой кларета, что было его слабостью. Так мы и просидели с ним за разговорами всю ночь, а наутро я повёл машину вниз к побережью. В какой-то момент всё вдруг открылось мне с предельной ясностью. Я видел, как проживал свою жизнь совершенно нереальным образом, что всё было лишь словами, а сам я не имел никакого контакта с реальностью. Я видел, что нет ничего, чего я мог бы ожидать; что ровным счётом ничего не может произойти с моей личностью. Не имело никакого значения, хорошая или плохая она, умная или глупая, в ней не было никакого потенциала. Наше путешествие продолжалось два часа, а сам я был далеко не в самом подходящем для вождения машины состоянии. Но при этом на протяжении всего пути я был в состоянии совершенной ясности. И я хорошо помню, как думал при этом о том, что прошло уже десять лет с тех пор, как я впервые услышал эти идеи и мне казалось уже, что я действительно усвоил их суть. Но выяснилось, что вплоть до этой минуты у меня не было никакого реального понимания разницы между "личностью" и "сущностью".

~ • ~ • ~
[ Следующая тема: Путь к свободе: Моральная дисциплина. ]

The Way To Be Free: Personality.

(Talks and Conversations with Students
by John G. Bennett)

перевод: larkin_donkey

bennett, essence, freedom, personality, themes

Previous post Next post
Up