ДУХОВНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

Mar 01, 2016 18:55

[ Вторая часть беседы, начало здесь. ]

~ • ~ • ~
Read more... )

needleman, talks

Leave a comment

ext_3196014 March 2 2016, 02:21:28 UTC
вряд ли Сократ вообще когда либо существовал, он придуман Платоном (или теми, кто был Платоном) для передачи некоторых идей посредством диалога, Сократ в них как бы ведущий, он следит за развитием рассуждения, направляя его. "Постепенно, по той или иной причине, он навлёк на себя сильную политическую оппозицию и предстал перед судом. Он был очень популярен во многих отношениях, но предстал перед судом и был приговорён к смерти. Ему давалась возможность бежать...Им хотелось, чтобы он бежал. Но он заставил их делать выбор: "Я стою за правду. Убьёте ли вы меня за это?"... Он не бежал и смерть его была редким видом намеренной смерти, который я отличаю от суицида"-это о Сократе или о Христе?

Reply

larkin_donkey March 2 2016, 06:46:38 UTC
Да, истории очень похожи, за исключением того, что в случае с Сократом выбор был как у него самого, так и в его собственном предложении судьям. В истории же Христа реальный выбор был только у самих судей (Пилата, "умывшего руки", и народа, который предпочёл "Варравана").

А исторический миф - штука зыбкая, конечно. Но вряд ли до такой степени (если не смотреть на историю "по-фоменко"). Слишком большой импульс был дан многим через Сократа, чтобы считать его только выдумкой Платона с компанией (или тех, кто был "Платоном", да=)… Можно вспомнить ещё про миф об Атлантиде, который, по сути, тоже известен нам только через Платона, говорившего о нём, как "историческом факте". Но если здесь это явный миф, то Сократ жил в одно время с Платоном, думаю, вряд ли можно говорить о его "неисторичности".

Reply

ext_3196014 March 2 2016, 07:59:54 UTC
на самом деле я вспомнил об историчности Сократа просто потому, что сам текст не вызывает никаких возражений (если только не устроить философский спор) а вот то, что часто всплывают имена Будды, Сократа, Христа в общем не в историческом, не в богословском, не в философском изложении-странно. Христос тоже непонятно, умер на кресте или был спасён Пилатом и "жил в Индии" и т.д. Мы вот часто обращаемся к имени ГИГ, но о нём по крайней мере точно известно, что он был и известны его идеи. Мифы и религиозные истории лучше всего воспринимать как "обучающий материал" нарочно для этого разработанный некими людьми. Хороший пример тому, наверное, Шекспир или те, кто писал от его имени (опять же)

Reply

larkin_donkey March 2 2016, 09:08:52 UTC
это да. но тот же ГИГ сам принимал меры на этот счёт, довольно эффективно и намеренно "замазав" свою историю, так что многое мы знаем о нём лишь в контексте им самим (и другими, конечно) сочинённых легенд ("Встречи с замечательными людьми", etc). А Шекспир, конечно - хороший пример "обучающего материала". Но тут речь как раз о более многоплановых историях - мистериях, (намеренно) разыгрываемых на реальной жизненной сцене, а не театральных подмостках или в книгах…

Reply

ext_3196014 March 2 2016, 10:08:24 UTC
я как раз и склоняюсь к тому, что в основе искусства лежат мистерии, это как бы осколки общего здания (были попытки соединить их, у Скрябина например) но это ни к чему не приводило, так как не было того "чертежа" по которым оно было построено. Жизнь ГИГ также м. б. соотнесена с Христом: Париж сойдёт за Иерусалим своего времени, авария-распятие, если он о ней знал-добровольное принятие страдания, даже оккупация гитлеровцами в войну-чем не римское владычество? В связи с этим есть ещё одно объяснение: события повторяются во времени (Паскаль говорил, что Христос продолжает страдать на кресте) только с разными участниками; достаточно сравнить скажем распад советской и российской империй

Reply

larkin_donkey March 2 2016, 10:34:19 UTC
точно, это сама по себе большая и интересная тема - некая "школа повторений", где большие мистерии постоянно воспроизводятся в виде реальных и театрализованных образов..

Reply

ext_3196014 March 2 2016, 16:22:50 UTC
можно ещё вспомнить "вечное возвращение" Успенского: "узлы" или "развилки" на жизненном пути, принимая которые, не сопротивляясь им, "умирая", человек преодолевает их и они не повторяются, т. есть он "воскресает": "у каждого-своя страстная неделя"

Reply

quest4sanity March 3 2016, 08:28:21 UTC
Более того, Христос продолжает быть распинаемым в каждом из нас снова и снова. Мы и Христос, мы и Пилат, мы и седукеи, мы и безумствующая толпа. Вся эта история - про нас. Именно поэтому мы способны разглядеть ее во всех окружающих нас событиях. Так работает проективный ум.

Reply

ext_3196014 March 3 2016, 08:47:37 UTC
"фарисейство" очень распространённое явление в во внутреннем мире, и "умывание рук" конечно тоже; видимо, сама схема по которой писались Евангелия настолько универсальна, что отражается и внутри и вовне, в большом и в малом

Reply

quest4sanity March 3 2016, 08:57:48 UTC
Мне думается, что Евангелие это психологический трактат. Возможно, он является перепиской с Рамаяны, канва которой один в один повторяет канву Евангелия. В аллегорической форме в таких историях описаны процессы, протекающие внутри нашей души. Это часть старой культуры, когда очень хорошо понимали важность образного восприятия при передачи психологического знания. Тогда писали истории и организовывали мистерии. Эпоха Возрождения поставила на этой традиции крест. Она слишком много внимания стала уделять естественно-научному подходу и низвела человека до субъект-объектных отношений, которые там не работают.

Reply

ext_3196014 March 3 2016, 11:16:22 UTC
Как "психологический трактат" они конечно более точны, чем вся психологическая макулатура, но в том и вопрос, что они написаны языком образов, а не языком мыслей-что очень заметно, если сравнить русский перевод со старославянским-язык образов позволяет связать вместе сразу несколько уровней повествования; Возрождение было следствием ослабления инквизиции, при которой Евангелие не переводилось на "вульгарный" язык, вообще все знания скрывались, за "плоской Землёй" геоцентризмом, и пр.

Reply

quest4sanity March 3 2016, 11:22:28 UTC
С инквизицией все понятно. Я лишь обратил внимание, что вместе с положительными моментами эпоха Возрождения принесла с собой и бомбу замедленного действия. Что касается нескольких уровней повествования... :-) Это вы просто не вспомнили об Апокалипсисе. Вот там Иоанн не замутнялся поэтикой. Вся символика используется в рафинированном виде, без какой бы то ни было оглядки на неосведомленного читателя. Второй смысл там найти нереально. Получается форменный бред. :-)

Reply

ext_3196014 March 4 2016, 02:38:21 UTC
о смысле Апокалипсиса можно прочитать у Морозова, как бы то ни было это тоже возможно; потом Апокалипсис настолько отличен от собственно Евангелий, что его можно считать отдельной книгой

Reply

quest4sanity March 4 2016, 06:22:27 UTC
Апокалипсис использует в основном ту же самую символику, хотя и добавляет к ней много такого, чего в Новом и Ветхом заветах нет (за исключением Захарии). Так что, его вполне можно рассматривать как одну из набора книг.

А у Морозова, это где? В первый раз слышу эту фамилию в привязке к Апокалипсису.

Reply

ext_3196014 March 5 2016, 14:27:06 UTC
"откровения в грозе и буре" кажется, он расшифровал Апокалипсис как гороскоп, с точным указанием на место его сочинения

Reply


Leave a comment

Up