Драматическая Вселенная - Гурджиевское Видение

Oct 13, 2015 01:01

...Продолжение, начало здесь:
1. Драматическая Вселенная - Всеобщая Погрешимость.

~ • ~ • ~
2. Гурджиевское Видение.

У Гурджиева предпочитаемым им самим вариантом представления его космологических идей является глава "Чистилище" из Всё и Вся. Московским своим группам ранее он давал те же идеи совсем в другом представлении. Именно эта версия легла в основу книги "В поисках чудесного". За несколько месяцев до смерти Гурджиева, мадам Успенской был прислан текст книги её мужа, которая тогда называлась "Фрагменты неизвестного учения". Гурджиев организовал чтения частей из неё людям вокруг себя. Однажды я читал перед обедом главу из неё о Луче Творения, когда он вошёл, сел и стал слушать. В конце чтения он сказал: "Это не хорошо. Это правильно и это неправильно. Сегодня вечером мы будем читать "Чистилище"... Так что, этой ночью мы все слушали "Чистилище" целиком, для чтения которого требуется два с половиной часа. В конце, внимательно следивший за чтением и нами Гурджиев сказал: "Это правильная формулировка. И это лучшая формулировка из всех возможных"... Так что, можно считать, что эта глава даёт именно то представление его космологических идей, какими он их хотел видеть в нашем восприятии.


Он говорит о трёх основных реальностях. Есть наш Создатель Бесконечный. И есть место Его Бытия - Солнце Абсолют - материальная субстанция, реагирующая на его Божественную Волю. И есть также то, что он называет Безжалостным Геропассом, а в других местах упоминается как "само течение времени". Он многократно говорит о законных понуждениях со стороны Безжалостного Геропасса и вводит изумляющее представление о том, что действие Геропасса вызывает постепенное уменьшение, вплоть до окончательного исчезновения, Солнца Абсолют, места существования Создателя. Вот тогда-то, выяснив это, наш Бесконечный задумался, наблюдая за тем, как единственное место Его Бытия обречено на совершенное уничтожение. И тогда он предпринял определённые действия - Его творческий Акт в создании Мегалокосмоса или Мира.

Совершенно очевидно, что Гурджиев придаёт очень большое значение всему этому. Он делал много, очень много попыток при жизни, чтобы найти наилучший способ это сформулировать. И я часто задавал себе вопрос: "откуда эти идеи пришли, была ли это собственная интуиция Гурджиева?" Я пытался искать во всевозможных источниках и пришёл в конце концов к выводу, что единственным возможным источником этой идеи является зороастрийская традиция, поскольку та же самая идея в ней несомненно присутствует. Её можно обнаружить в Гатах или поэтических гимнах Зенд-Авесты, и в Яснах или изречениях Зороастра. Добрый Бог-Творец Ахура Мазда более всего похож на гурджиевское изображение Нашего Создателя Бесконечного, чем любой другой теологический образ бога. Время не подчинено Его воле, но он способен противопоставить времени Его разумность и Его намерение. Эта тема проходит красной нитью через все Ясны, как на космической, так и на человеческой шкале. Но значимость всего этого уже почти совершенно утрачена, и я спрашивал себя, где она могла сохраниться, если современные парсы уже ничего не знают о ней?

Я пришёл к выводу, что она должна была сохраниться в каких-то школах в Центральной Азии. И почти наверняка в той, которую Гурджиев называл Сарматским (Сарманским) братством. Само слово Сарман присутствует в Авестах, и это меня окончательно убедило, что именно отсюда происходит данная гурджиевская идея и что она является частью очень древнего откровения. По какой-то причине она была практически утрачена - возможно, из-за сильного доминирующего египетского влияния в Центральной Азии в период формирования мировых философий в регионе между Индией и Средиземноморьем.

Таким образом, это была не просто некая произвольная идея Гурджиева, но одна из найденных им, которой он придавал очень большое значение. Странная и поразительная идея, что за существованием мира стоит некая божественная сила - благотворная, справедливая, любящая и разумная - и что эта сила использует свою разумность для приведения в согласование внутренних целей этого мира с внешними ограничениями, наложенными на него тем образом, которым он пришёл к существованию (то есть, существующему в пространстве и времени или подчинённому действию законов пространства и времени).

В главе "Чистилище" он упоминает великую вселенскую катастрофу, определяя её как Чут-Бог-Литанический Период.

"Чуть" - специфическое слово в славянских языках. Не думаю, что в английском есть подходящий эквивалент его значению, типа "all but". Во французском оно переводится словом "failleres". Мы можем сказать: "It all but happened", но в русском языке это гораздо более выразительное и многозначительное слово.

Слово "Литанический" означает, что это связано с Литанией, мольбой о милосердии. Был момент, когда Бог чуть не был вынужден умолять о пощаде, но об этом сказано таким образом, что это не бросается в глаза. Какие события на земле он подразумевал, говоря об этом, а также обо всех изменениях, произошедших во вселенной в результате этого? Конечно, это аллегорическое выражение (в том смысле, что очень маловероятно, что эти события действительно происходили в историческом смысле), но оно указывает на нечто очень важное.

Мы живём в очень странном мире. Хоть странность эта и ускользает из наших глаз. Характер формирования нашего опыта таков, что мы всегда живём в настоящем моменте, но всё воспринимается так, как если бы шло в потоке времени. Сама природа течения времени заключается в том, что в ней всегда происходит выбор из того, что могло бы быть, чего-то определённого, что собирается стать актуальным. А то, что могло бы быть, всегда гораздо больше по числу и разнообразию, чем то, что способно быть. Когда мы бросаем кубик, выпасть может любая из шести его сторон, но реально способна выпасть только одна из них. Если мы бросим кубик сотню раз, мы в результате получим одну последовательность из ста чисел. Но числа, которые могли бы выпасть, достигают порядков значений с восемью нулями после них. Это математический взгляд на подобные вещи. Но в реальной жизни всё происходит точно также. То, что могло бы быть, всегда неизмеримо богаче и гораздо полнее, в сравнении со способным быть.

Из-за этого, приход к существованию в мире всегда является огромной потерей того, что могло бы быть, и приобретением лишь ничтожно малой части способного быть. Но даже из того, что способно быть, значительно большая часть теряется, поскольку является неуместной и незначимой. Это применимо ко всему и в любых масштабах. Семя способно стать дубом, но не факт, что это произойдёт. Дерево дуба производит за год многие тысячи желудей; а на протяжении всей своей жизни способно произвести их миллионы и миллионы. Один из них, как правило, станет в результате окрепшим дубом. Все остальные тоже могли бы быть дубами, но лишь один может им стать, а для остальных просто не найдётся места.

Возьмём нас здесь; мы собрались вместе в этом совместном предприятии. Нас здесь около сотни, но взаимоотношений между нами, даже если говорить лишь о парных отношениях, может быть больше десятка тысяч. Если же брать далее тройственные отношения, то их может набраться уже порядка миллиона. А полное количество возможных между нами отношений уже неисчислимо. Как все эти взаимоотношения будут развиваться с течением времени - совершенно не предсказуемо. Даже если мы хорошо знаем всех остальных 99 людей, мы не можем знать, как каждый будет относиться к каждому в конце занятий. Хотя существуют определённые ограничения, делающие большое число этих возможностей маловероятными, но можно сказать, что будущее наших взаимоотношений гораздо менее предсказуемо, в сравнении с будущим наших индивидуальных существований, как отдельных особей. И это лежит в природе вещей. Число взаимоотношений между особями растёт с совершенно другой скоростью, чем число самих особей. У вас может быть бесконечное множество особей. Это первый тип бесконечности, но число отношений между этими особями являет уже совсем другой её тип, из области трасфинитных чисел. Так что, хоть принципиально и возможно знать вещи, взятые отдельно, но даже в принципе невозможно знать, как все они соотносятся друг с другом. Если мы берём во внимание все их взаимодействия и трансформации, исходящие из этих взаимодействий, то это уже высший порядок бесконечности.


Таков этот мир и он не может быть другим. Для того, чтобы он был другим, его пришлось бы полностью разрушить и создать заново, на основе совершенно других законов. Но это был бы уже совершенно другой, с нашей точки зрения, искусственный мир, в котором подобные нам люди уже не могли бы существовать.

Всё это неотъемлемо присутствует в словах о существовании воздействия, находящегося за пределами контроля любой из возможных сил. Воздействия, которое Гурджиев называет "Безжалостным Геропассом". По мере того, как сложность системы растёт, наступает определённый момент, когда контроль над системой становится невозможным, а любое направленное на контроль действие привносит в систему больше разлада, чем способно её реально урегулировать. Это одна из вещей, которым люди болезненно учатся в этом мире, по мере того, как построения наших систем становятся всё больше. Частично, намерение это выразить безусловно присутствует и в гурджиевской ссылке на "Чут-Бог-Литанический период". Правильный взгляд на мир подразумевает понимание невозможности его регулирования.

В словах о "невозможности" подразумевается не то, что сделать это очень трудно. Они означают именно, что сделать это невозможно, пока этот мир таков, как он есть. Поскольку, как уже сказано, всё, что связано со стремлением его регулировать, будет вносить больше беспорядка, чем исправлений. А это означает, что внутри космоса всегда есть обязательно присущий беспорядок, который невозможно удалить из него по самой природе его существования. Этого также касается глава "Чистилище", где говорится о том, что после вселенской катастрофы "Чут-Бог-Литанического периода" стало уже невозможным для сформированных в этом мире душ объединение с Первичным Источником, поскольку для них стало невозможным достижение требуемой чистоты. И это же объясняет следующее утверждение о том, что максимально возможная для этой вселенной степень объективного разума, даже в высшей своей форме, удалена от объективного разума Создателя на две ступени.

[ Далее: "Опасность реализации". ]

~ • ~ • ~
Source:
"Existence" / Studies from "The Dramatic Universe",
by J.G. Bennett

[ перевод: larkin_donkey ]

bennett, universe, in search, articles, gurdjieff, traditions, sarmoung

Previous post Next post
Up