Чем являются эмоции (и чем они не являются)

Aug 03, 2015 11:49

Интересная работа, заодно показывающая уровень понимания современной наукой природы эмоций, также как истинную цену многочисленным публикациям в стиле "британские учёные обнаружили место в мозге где стимулируются эмоции xxx.."


~ • ~ • ~ • ~
Наши чувства кажутся нам представляющими мир таким, каков он в реальности. Но чувства наши легко обманываются. Простой пример: если вы слушаете запись симфонии через правильно расположенную акустическую систему, оркестр будет звучать так, будто находится он у вас в голове. Хотя понятно, что его там нет.

Но предположим, что вы полностью доверяете своим чувствам. Вы можете обнаружить, что начинаете задавать здраво звучащие, но нелепые с научной точки зрения вопросы, типа: "Где в мозгу располагается секция деревянных духовых инструментов?" Хотя более разумным подходом будет спрашивать не "где", а "как": Как мозг создаёт переживание исполнения симфонии в вашей голове?

Мною только что была показана сцена, на подмостках которой развеивается одно из главных ошибочных представлений об эмоциях. Большинство людей, включая многих учёных, верят, что эмоции представляют собой определённые, локализуемые сущности внутри нас - чем они фактически не являются. Поиски эмоций в подобных формах являются таким же заблуждением, как и поиски неких церебральных кларнетов и гобоев.

Конечно, мы испытываем гнев, счастье, удивление и другие эмоции как ясные и идентифицируемые состояния бытия. Кажется, что это подразумевает, что каждая эмоция имеет лежащее в её основе качество или "сущность" в мозге или теле. Скажем, некий сотрудник своим раздражающим поведением включает ваши "нейроны гнева", в результате чего у вас поднимается кровяное давление, вы хмуритесь, начинаете кричать и чувствуете прилив ярости. Или потеря кого-то любимого включает ваши "нейроны печали" - и вы чувствуете отчаяние, боль в животе, надуваете губы и плачете. Или некие тревожные новости включают в вас "нейроны страха", так что ваше сердце начинает подпрыгивать, и сами вы застываете и начинаете трепетать от страха.

Считается, что подобные характеристики являются уникальными биологическими "отпечатками пальцев" каждой эмоции. Учёные и технологические компании тратят гигантское количество времени и денег, пытаясь локализовать подобные отпечатки. Они надеются однажды научиться идентифицировать ваши эмоции по мышечным движениям вашего лица, движениям тела и электрическим сигналам вашего мозга.

Некоторые научные исследования находят видимое подтверждение существования таких отпечатков. Но многие из таких исследований расходятся во мнениях о том, что считать отпечатками, а масса других исследований указывает на то, что подобных отпечатков просто не существует.

Давайте начнём с неврологии. Междисциплинарная Аффективная Научная Лаборатория (которой я руковожу) провела собирательный анализ МРТ-снимков головного мозга, опубликованных с 1990 по 2011, которые исследовали страх, печаль, гнев, отвращение и счастье. Мы поделили человеческий мозг на крошечные виртуальные кубики, подобно 3D-пикселям, и сделали расчёт вероятности усиления активации каждого из кубиков в процессе изучения каждой из данных эмоций.

И везде мы обнаружили, что ни одна из областей мозга не предназначена для какой-то определённой эмоции. Мы также обнаружили, что каждая из предполагаемых "эмоциональных" областей мозга в равной степени усиливала свою активность во время неэмоциональных мыслей и восприятий.

Наиболее хорошо известной "эмоциональной" областью мозга является миндалевидная железа (амигдала) - группа нервных центров, расположенная глубоко под височными долями. С 2009 года, по крайней мере 30 статей в популярной прессе заявляло, что эмоция страха вызывается импульсами нейронов, расположенных в амигдале. И в то же время, результаты наших анализов показывают, что лишь в четверти случаев при переживании эмоции страха наблюдалось усиление активности в амигдале.

Другим наглядным свидетельством против существования подобной связи амигдала-страх является пара идентичных близнецов, известная в научной литературе как "BG" и "AM". У обоих, в результате общего генетического заболевания, отсутствует амигдала. BG действительно не способен чувствовать страх, за исключением самых экстремальных ситуаций, но AM при этом ведёт нормальную эмоциональную жизнь.

Области головного мозга, подобные амигдале, безусловно важны для эмоций, но они не являются ни необходимыми, ни достаточными. В общем, можно сказать, что работа головного мозга осуществляется не по принципу один-в-один, где определённой области отведено конкретное психологическое назначение. Вместо этого, определённая область, вроде амигдалы, принимает участие в самых различных ментальных событиях, а многие различные области способны производить одинаковый результат. Подобные страху и гневу эмоции, как было нами показано, строятся многоцелевыми сетями мозга, работающими вместе.

Но если эмоции не являются отдельными нервными организациями, возможно, им всё-таки присущи определённые телесные паттерны - сердечный ритм, дыхание, потоотделение, температура и т.п.?


И вновь, ответ - нет. Наша лаборатория проанализировала более 200 публикаций, охватывающих ~ 22,000 испытуемых, и не обнаружила ни одного устойчивого и специфичного отпечатка телесных реакций ни для одной из исследовавшихся эмоций. Вместо этого, тело действует самыми разнообразными способами, которые привязываются к данной ситуации. Даже крыса, чувствующая угрозу (скажем, запах кошки) будет спасаться бегством, замирать в испуге или бороться, в зависимости от контекста её окружения.

То же происходит и человеческим лицом. Многие учёные полагают, что лицо ясно и достоверно транслирует наши эмоции (нахмуренные в гневе брови, надутые в печали губы, расширенные от страха глаза, сморщенный в недовольстве нос). Но всё большее число фактов свидетельствует о том, что это не так. Когда мы помещаем электроды на человеческое лицо и реально исследуем мышечные движения во время гнева, к примеру, мы обнаруживаем у них самые разнообразные виды движений, не сводящиеся к стереотипному нахмуриванию.

Чарльз Дарвин известен своим опровержением идеи сущностей в биологии. Его наблюдения показали, что биологические виды представляют собой не один тип существа с неким фиксированным набором атрибутов, но скорее популяцию многообразных особей, различно приспособленных к своему окружению.

По аналогии, выражающие виды эмоций слова - "гнев", "счастье" или "стах" - именуют собой популяции различных биологических состояний, зависящих от контекста. Когда вы сердитесь на своего сотрудника, иногда ваше сердцебиение может усиливаться, иногда понижаться, также как может оставаться неизменным. Вы можете хмуриться или же можете улыбаться, представляя план мести. Вы можете кричать или спокойно молчать. Вариация здесь норма.

Этот инсайт не являет собой нечто просто академическое. Когда в медицинских исследованиях спрашивают, "Какова связь между гневом и раком?", как если бы в теле была некая простая вещь, называемая "гневом", они попадают в объятия той же ошибки. Когда сотрудников безопасности аэропорта тренируют на предположении, что выражение лица и телесные движения являются надёжными индикаторами глубоко скрытых чувств, деньги налогоплательщиков растрачиваются впустую.

Лёгкость, с которой мы сами испытываем эмоции, также как лёгкость, с которой мы обычно распознаём эмоции в других, не означает, что каждой эмоции соответствует определённый рисунок на лице, теле и в мозгу. Вместо того, чтобы спрашивать, где находятся эмоции и какие телесные паттерны им соответствуют, лучше было бы, подобно отказу Дарвина от идеи биологических сущностей, перестать питать аналогичный субстанциализм в эмоциональной сфере и начать задавать более полезные и ведущие к правильному пониманию вопросы, как то: "Каким образом мозг конструирует весь этот немыслимый опыт?"

По материалам статьи: L.F. Barrett
"What Emotions Are (and Aren’t)"

[ NY Times, 31-07-2015 ]

emotions, brain, science news

Previous post Next post
Up